24 июня 2008
9529

8:1 В пользу Москвы

Немногочисленный пикет "отечественников" у здания Морского культурного центра, где проходило годовое собрание акционеров Новороссийского морского пароходства, ничего к свершившемуся факту не добавил. Разве что создал видимость некоего участия новороссийцев в определении судьбы крупнейшей судоходной компании. В самом деле, представители государства - держателя крупнейшего пакета акций - прибыли в Новороссийск с готовым решением в портфеле. Оставалось только соблюсти процедуру. Чувствовали это все, и не было даже попыток придать событию некую праздничность, характерную для прошлых собраний.

Леонид Лоза остался президентом компании, но он же остался и единственным новороссийцем в совете директоров. Как выразился сразу после собрания член правления компании Сергей Ярышев, не исключено, что теперь собрания совета директоров "Новошипа" будут проходить в Москве. Конечно, ведь так удобнее для восьми из девяти членов совета - они все проживают в столице. Только не надо никого жалеть. Тревожные звоночки раздавались для Леонида Ивановича давно. И не первый год оппоненты как внутри пароходства, так и за его пределами призывали Лозу рассеять туман вокруг новошиповской "дочки" - компании "Интриг шиппинг", владеющей самой современной частью флота пароходства. Не секрет, что нынешний генеральный директор лукойловской судоходной компании "Луктранс шиппинг" Юрий Герман-Шахлы вынужден был уйти со второго по значимости поста в "Новошипе" именно из-за расхождений с главой пароходства по принципиальным позициям: он был против избранного Лозой пути перевода судов под удобный флаг. Леонид Иванович проигнорировал нарастающий вал критики и упустил время и возможность внести коррективы. Теперь за него это сделали другие. Интересно почитать, кем выдвинуты члены нового совета директоров "Новошипа". Дмитрий Бакатин - "Спутник холдингз лимитед" (ну, это и понятно, он возглавляет московское представительство одной из компаний зарегистрированного на Кипре холдинга). Шалва Бреус, заместитель министра имущественных отношений, выдвинут министерством и - "Спутник холдинггз лимитед". Сергей Моложавый, тоже заместитель министра имущественных отношений и тоже выдвинут министерством и "Спутником". Еще один член совета - помощник министра имущественных отношений Рустам Юсупов - скромно держался за плечом Бреуса... Словом, как ни пытайся состроить хорошую мину, а усиление влияния "Спутника" налицо. Причем, за счет мест, принадлежавших ранее членам команды Лозы.

Кроме самого Леонида Ивановича и уже названных лиц в совет директоров "Новошипа" также вошли Владимир Якунин, заместитель министра транспорта (скорее всего, он и возглавит совет), Чингиз Измайлов, руководитель департамента регулирования производственной деятельности морских портов Митранса РФ, Дмитрий Мазепин, заместитель председателя Российского фонда федерального имущества, Сергей Моложавый, заместитель министра имущественных отношений, и Геннадий Мошков, заместитель руководителя департамента экономической безопасности ФСБ. Леонид Иванович, выступая перед акционерами, несколько раз назвал "Новошип" группой компаний. Вряд ли для красоты слога. Выделение береговых предприятий пароходства в самостоятельные предприятия давно назрело и перезрело. И в определении номинала привилегирпованных акций давно надо было уйти от позорной цены 0,2 копейки. И дивиденды акционерам назначить наконец-то соответствующие многомиллионным оборотам. И арифметику доходов-расходов инофлажного флота опубликовать: ведь самая главная составляющая фактического бюджета компании до сих пор была закрыта для акционеров. Опять-таки на собрании президент сообщил о расторжении сделки на продажу 75% акций "Новошипинвеста" и - самое главное! - о том, что акция на предъявителя, владелец которой и является хозяином всего инофлажного флота НМП, возвращается в Россию и будет помещена в депозитарий одного из отечественных банков. До сих пор в этой акции, находившейся в трастовом управлении британской компании "Капко траст", одни видели гарантию для нормальной работы флота независимо от политических вихляний внутри страны, а другие - своего рода "кащееву смерть", хорошо запрятанную Леонидом Ивановичем заначку. Теперь такой проблемы нет. Государство, как крупнейший акционер "Новошипа", сможет вернуть под контроль флот компании, даже не выводя его из-под удобного флага. Необходимо лишь переизбрать совет директоров "Интриг шиппинг". Более того, государство может вообще добиться ликвидации этой либерийской компании, на балансе которой находится практически весь современный флот "Новошипа". Инициировать эту процедуру может совет директоров простым большинством голосов. Новый устав, принятый акционерами, серьезно ограничил полномочия президента. Теперь сделки с активами "Новошипа" будет совершать не правление, зависимое от президента, а совет директоров. А расклад сил там таков, что у менеджмента пароходства нет шансов провести через совет решение, расходящееся с позицией Минимущества.

Пятилетний контракт президента "Новошипа" заканчивается в будущем году. По новому уставу этот срок ограничен тремя годами. Не исключено, что смена караула произойдет и раньше, на внеочередном собрании акционеров. Перемены в руководстве "Новошипа" - не частный вопрос, касающийся одного отдельно взятого, пусть и крупного предприятия. Это знаковое событие. "Рука Москвы" приходит в южные порты России всерьез и надолго.

viperson.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован