Эксклюзив
02 февраля 2015
4350

Александр Савойский: США и Россия: Историческая несправедливость и реабилитация Токвиля

210-летию со дня рождения Алексиса де Токвиля посвящается...

Аннотация: Историческая справедливость всегда рано или поздно восстанавливается: либо в текущем столетии, либо позднее, а иногда и через 500 лет, как в случае с Жанной д`Арк. Судя по всему, такой момент в отношении высказывания французского философа Алексиса де Токвиля (1835) о США и России наступил. Для американцев на первом месте, по его мнению, стояла свобода, для русских - служение, обязательство, долг перед Родиной, а вовсе не рабство, как свидетельствуют переводы и цитаты.

Пришло время реабилитировать доброе имя и труды Токвиля, как и весь русский народ, от ложных обвинений в склонности России к рабству и деспотизму в 1-й трети XIX века.

Данное научное исследование на пересечении истории, политологии, политической философии, американистики и лингвистики выявило, что за американскую свободу принимались личный интерес и выбор действий без ограничения силы. Этим, в частности, до сих пор объясняют особенности американского менталитета и свободное применение оружия.

Для русского народа главным действием в жизни не могло быть рабство. Ошибка при переводе и цитировании произошла из-за невнимания авторов к многозначительности оттенков французского слова servitude. В оригинальном тексте Токвиля отсутствует прямое слово "рабство" (esclavage), как и указание на рабовладение в Российской империи. Для русского человека основным и неизменным в веках оставалось служение Отчизне, долг перед Родиной, обязательство, ответственность, но никак не рабство. Два слова "Служу Отечеству!" давно стали атрибутом русской цивилизации.

Ключевые слова: Новый Свет, Россия, США, свобода, рабство, обязательство, служение.

"О демократии в Америке"

Судьбы мира занимали многих мыслителей во все времена. Одним из них был французский философ и государственный деятель XIX века Алексис де Токвиль (1805-1859). Наиболее известным и до сих пор цитируемым трудом является его книга "О демократии в Америке". Трактат был написан автором под впечатлением от поездки в Северную Америку в 1831 году, считается классическим и глубоким анализом американской политической жизни. Первая часть его трудов была опубликована в 1835 году, вторая - в 1840. Сочинение Токвиля сразу же распространилось по миру. В Санкт-Петербурге о его первой книге узнали, благодаря отечественному общественному деятелю и публицисту Александру Тургеневу, который поместил её в сокращении в журнале "Современник" под редакцией Александра Пушкина.

Наряду с прочим, это философское произведение интересно ещё и тем, что в нём Токвиль одним из первых сопоставил Новый Свет и Российскую империю - общество либеральной демократии и общество, построенное на единовластии. Именно в России он увидел своеобразный антипод Соединённых Штатов, намекая на их грядущее противостояние.

По этому поводу следует заметить следующее. Приблизительно в тот же исторический момент, во время пребывания в Санкт-Петербурге американского политического деятеля и сенатора Стивена Арнольда Дугласа, император Николай I (1825-1855) встретился с ним в присутствии своего сына, будущего царя Александра II. В ходе беседы император высказал убеждение в том, что "в мире существуют всего лишь две совершенные формы правления: одна, при которой правит весь народ, и вторая, при которой правит лишь один человек, - американская и российская формы правления. Все другие державы являются беспородными помесями и обречены на поглощение одной из упомянутых двух форм правления".

Тогда, в XIX веке, заявление главы мировой державы казалось вполне объективным. Теперь, в XXI столетии, та же самая фраза наталкивает на мысль о том, что всё труднее найти на планете страну, где правит только народ; или государство, в котором правит лишь один человек. Даже Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Норвегия, Швеция и Япония уже давно считаются монархиями с демократическими институтами правления, а самое демократическое государство в мире, как утверждают в США, почти всё своё первое столетие было рабовладельческим. При Президенте Вудро Вильсоне (1913-1921) Соединённые Штаты лишились рычагов управления финансами страны, передав их в частные руки, и превратились в настоящую финансовую олигархию. Доллар США и поныне является наиболее продаваемым среди всех американских товаров и услуг. В мировой политике существует даже специальный термин - "дипломатия доллара".

США в 1-й трети XIX века

В Новом Свете, по словам Токвиля, земля в тот период принадлежала тому, кто занимал её первым, а власть - тому, кто опережал другого. Это является историческим фактом. Философ утверждал, что на северо-западе континента можно было встретить лишь несколько русских поселений, а на юго-западе американским переселенцам преграждала путь Мексика и что в действительности Америка к тому времени была поделена между двумя соперничавшими на мировой арене странами - Испанией и Англией. С таким мнением следует не согласиться.

Российско-Американская компания, образованная от слияния 11 русских компаний по добыче пушнины ещё в 1799 году, составляла серьёзную конкуренцию английской Гудзоновой компании (Hudson Company). По итогам 2-й переписи американского населения, состоявшейся в 1800 году, в ней уже тогда упоминалось о русских, обосновавшихся в Америке. К моменту написания Токвилем книги "О демократии в Америке", в северо-западной части Североамериканского континента располагались не 2 или 3, а уже 15 поселений и Форт-Росс в верхней Калифорнии. За ними прочно и навсегда закрепилось историческое название - Русская Америка.

Территория, которую в будущем могло занимать англо-американское население, равнялась, по оценкам французского философа, трём четвертям Европы. Его предвидение о том, что "наступит день, когда в Северной Америке будут жить 150 миллионов человек", частично сбылось через 100 с лишним лет, к началу Второй мировой войны. Население России ещё в период царствования Александра III (1881-1894) уже составляло 130 миллионов человек.

Разум и опыт, по мнению Токвиля, доказывали, что крупная торговая деятельность была не в состоянии долго осуществляться, если при необходимости её не поддерживала военная сила. Соединённые Штаты, как и другие страны мира, это хорошо понимали. Уже тогда они могли заставить уважать свой звёздно-полосатый флаг (историческая роль в этом российских политиков - Екатерины II и Александра I - естественно, опущена), а вскоре, как полагал философ, могли заставить мир его опасаться.

В то время штаты, занимавшиеся торговлей, были связаны с теми, кто ею не занимался, чьё мореплавание не было хорошо развито, не получая от него прямой выгоды. На страницах своей книги автор размышлял об объединении всех торговых штатов Союза в единое государство и превращении торговли для них в первоочередное национальное дело. Тогда для защиты своих кораблей они будут готовы на большие жертвы, и ничто не помешает им претворить это желание в жизнь. Коммерческий дух американцев, легкость, с которой они занимались торговлей, и достигаемые ими успехи - всё это приводило автора исторического трактата к мысли, что когда-нибудь США станут первой морской державой. Проводилась даже параллель с древними римлянами: им было суждено завоевать полмира, американцам - овладеть морями.

Переводы и цитаты

Комментируя книгу Виктора Малькова "Россия и США в ХХ веке. Очерки истории межгосударственных отношений и дипломатии в социокультурном контексте", отечественный американист Владимир Согрин, как и многие другие исследователи, сослался на высказывание А. де Токвиля о России и Америке: "В настоящее время на земле существуют два великих народа, которые, начав с различных точек, приближаются, по-видимому, к одной и той же цели: это русские и англо-американцы... Для одного главное действие есть свобода, для другого рабство (курсив автора статьи. - С.А.Г.). Их исходные точки различны, пути их тоже различны, и, однако, каждый из них предназначен, по-видимому, тайной волей Провидения держать в своих руках судьбу половины мира".

Один из первых переводов с французского языка книги Токвиля "О демократии в Америке" был выполнен революционером-народовольцем Александром Якубовичем ещё в 1860 году. Преследуемый правосудием за крупный финансовый долг, переводчик жил долгое время в Париже, путешествовал по Америке. Скорее всего, у него были свои основания не любить Россию и отомстить ей при первом удобном случае.

Его неточный и абсурдный перевод уже более 150 лет переписывается из книги в книгу, из статьи в статью. Примером, подтверждающим сказанное, вполне может служить статья отечественного исследователя Л.И.Вольперта о Пушкине и Токвиле. В 1992 году при содействии Информационного агентства США (USIA), в России вышло очередное издание Алексиса де Токвиля "О демократии в Америке" на русском языке в переводе В.Т.Олейника и других. В них также фигурирует приведённая выше цитата.

Тысячи пользователей интернета ежедневно знакомятся с ложной информацией относительно свободы в США и рабства в России, со ссылкой на Токвиля. С января 2001 года американцы Джимми Уэйлс и Ларри Сэнгер разместили такую версию в своей электронной энциклопедии Википедия, включая русскоязычный вариант. Количество никем не контролируемых соавторов Википедии приближается в наши дни к 20000 журналистов и блогеров. Впереди в проекте ещё более мощная Цифровая Вселенная (Digital Universe, DU).

При отсутствии у реформируемой в наши дни Российской Академии наук целого ряда таких специализированных структур, как Переводческий отдел международных языков (английский, французский, китайский, арабский, испанский, немецкий и другие), Отдел специалистов по связям с общественностью и мировым научным сообществом, Отдел научной журналистики (мультимедиа: пресса, телевидение), Отдел программистов и блогеров для работы в сети интернет; восстановить историческую справедливость в отношении России на глобальном уровне вообще и в данном случае, в частности, не представляется возможным. Свою позитивную роль призваны сыграть либо Единый научно-информационный центр, либо Международная организация науки. Мировому сообществу ещё предстоит создать подобные структуры в ближайшей перспективе.

Оригинал как аутентичный текст

Оригинальный текст Токвиля из книги "О демократии в Америке" удалось найти. Вот те самые исторические строки о США и России на французском языке:

"Il y a aujourd`hui sur la terre deux grands peuples qui, partis de points diffёrents, semblent s`avancer vers le m?me but : ce sont les Russes et les Anglo-Amёricains.

Tous deux ont grandi dans l`obscuritё ; et tandis que les regards des hommes ёtaient occupёs ailleurs, ils se sont placёs tout ? coup au premier rang des nations, et le monde ? appris presque en m?me temps leur naissance et leur grandeur.

Tous les autres peuples paraissent avoir atteint ? peu pr?s les limites qu`a tracёes la nature, et n`avoir plus qu`? conserver ; mais eux sont en croissance : tous les autres sont arr?tёs ou n`avancent qu`avec mille efforts ; eux seuls marchent d`un pas aisё et rapide dans une carri?re dont l`oeil ne saurait encore apercevoir la borne.

L`Amёricain lutte contre les obstacles que lui oppose la nature ; le Russe est aux prises avec les hommes. L`un combat le dёsert et la barbarie, l`autre la civilisation rev?tue de toutes ses armes : aussi les conqu?tes de l`Amёricain se font-elles avec le soc du laboureur, celles du Russe avec l`ёpёe du soldat.

Pour atteindre son but, le premier s`en repose sur l`intёr?t personnel et laisse agir, sans les diriger, la force et la raison des individus.
Le second concentre en quelque sorte dans un homme toute la puissance de la sociёtё.

L`un a pour principal moyen d`action la libertё ; l`autre, la servitude.
Leur point de dёpart est diffёrent, leurs voies sont diverses ; nёanmoins, chacun d`eux semble appelё par un dessein secret de la Providence ? tenir un jour dans ses mains les destinёes de la moitiё du monde".

Перевод автора

Ниже приводится авторский вариант перевода исторического отрывка о России и США из заключительной части первой книги "О демократии в Америке": "В настоящее время на земле существуют два великих народа, которые, начав с разных точек, двигаются, похоже, к одной и той же цели. Это русские и англо-американцы.

Оба эти народа развивались незаметно; и пока внимание человечества было занято другим, они неожиданно переместились в первый ряд среди наций, и мир почти в одно и то же время узнал об их рождении и величии.

Все другие народы кажутся достигшими своих естественных пределов и способными только к самосохранению; но эти два народа находятся в процессе роста. Все другие нации остановились в своём развитии или продолжают его с большими трудностями. Эти же два народа (русские и англо-американцы. - С.А.Г.) движутся вперёд быстрыми и лёгкими шагами по пути, который не имеет предела.

Американец сражается против препятствий, которые ему посылает природа; россиянин - против людей. Один борется с пустыней и иноземцами, другой - с хорошо вооружённой цивилизацией так же, как американец одерживает победы с помощью плуга земледельца, а русский - солдатским штыком.

Для достижения своей цели американец полагается на личный интерес и действует без ограничения силы и без управления разумом людей (без координации человеческого сознания и при отсутствии элементарного мышления. Специалисты называют это "свободой" и предлагают несколько иной перевод: В Америке для достижения целей полагаются на личный интерес и дают полный простор силе и разуму человека. - С.А.Г.)

Россиянин, в определённом смысле, вбирает (концентрирует) в человеке всю мощь общества. (Ложный перевод для сравнения: "Что касается России, то можно сказать, что там вся сила общества сосредоточена в руках одного человека". - С.А.Г.)

Для одного (для американца. - С.А.Г.) главным движущим средством является свобода; для другого (для русского. - С.А.Г.) - СЛУЖЕНИЕ (неточный перевод - рабство. - С.А.Г.).

У них (этих двух народов. - С.А.Г.) разная отправная точка, их пути различны; однако, каждый из них, похоже, призван преднамеренным таинством Провидения (Высшего Разума, направленного к наибольшему творению блага вообще, человека и человечества, в особенности. - С.А.Г.) держать однажды в своих руках судьбы половины мира".

Историософский анализ

Самым удивительным образом, из множества значений французского существительного "servitude" (образованного от глагола "servir" - служить) отечественными переводчиками и американистами было опрометчиво использовано при переводе именно слово "рабство". Давно следовало бы обратить внимание на то, что Токвиль не употребил в своём трактате прямое понятие "esclavage" в значении "рабство".

Потомственный аристократ и будущий министр иностранных дел Франции, он хорошо был осведомлён о том, что рабовладельческого строя в России вообще никогда не было за всю её историю. Крепостные крестьяне являлись только зависимыми. Они жили свободно семьями на вольном поселении, возделывали поля, обеспечивали себя сами и платили барину или хозяину натуральный оброк: излишки своего сельскохозяйственного труда за аренду земли. Их дети росли вместе с хозяйскими детьми, вместе обучались грамоте, как в Ясной Поляне Тульской губернии у писателя Льва Толстого. Крепостные крестьяне часто получали хорошее образование и становились художниками; актёрами домашнего театра, как Прасковья Жемчугова (1768-1803) в Московском поместье графа Н.П.Шереметьева; получали вольную и документальное свидетельство о полной свободе.

Призывом на поле битвы ещё со времён Великого князя Александра Невского (1236-1263) всегда был патриотический клич: "Послужим Родине!", "Постоим за Отчизну!", "За нами - великая Русь!", "Кто с мечом на нашу землю придёт, тот от меча и погибнет!". Полководцы никогда за всю многовековую историю Российского государства не обращались к воинам как рабам. Лучшие человеческие качества (патриотизм, стремление к независимости, долг перед Родиной) не раз помогали россиянам побеждать врага. Благодаря служению и преданности народа государству, Россия сыграла важнейшую роль в поддержании баланса сил мировых держав в Европе с XVII века и смогла подорвать экспансионистские, захватнические устремления шведского короля Карла XII (1697-1718) при Петре Первом, французского императора Наполеона I (1804-1814) при Александре I и германского фюрера, рейхсканцлера Гитлера (1933-1945). Служение Родине помогло советскому народу уничтожить фашизм в годы Второй мировой войны, освободить от немецких оккупантов не только свою территорию, но и половину Европы, взять штурмом в мае 1945 года Берлин - логово фашистских преступников и террористов. Определённую роль при этом сыграло открытие Второго фронта союзными войсками США, Англии и Франции в Нормандии 6 июня 1944 года.

Это в Северную Америку в 1830-х годах (период написания трудов Токвиля) ещё привозили из Африки закованных цепями темнокожих рабов для эксплуатации их труда на плантациях каучука, кофе и сахарного тростника. Практически вся английская аристократия еще с колониальных времен имела рабов в своих хозяйствах. Полковник Британской армии Джордж Вашингтон, затем генерал и первый Президент США (30 апреля 1789 - 4 марта 1797), также не являлся исключением. В самом начале XIX столетия Марта Дэндридж-Вашингтон (1731-1802) всё-таки выполнила завещание своего супруга и отменила рабство на собственных плантациях. Это явилось своеобразным положительным примером в мировой практике и подтверждением того, что свобода и независимость, к которым призывала Америка, были несовместимы с наличием в обществе рабов. Однако до полной отмены рабства в США оставалось ещё более полувека. Официально его отменил Президент США Авраам Линкольн в 1863 году, спустя два года после отмены крепостного права в России императором Александром II.

Следуя канонам политической философии, появляется чёткое понимание отсутствия логики в подлинных высказываниях Токвиля о мощи, активном развитии и ратных победах России над хорошо вооружёнными народами (явный намёк на победу над армией Наполеона) и в переведённых цитатах об отсталом, "рабовладельческом" строе Российской империи.

Крепостная или крестьянская зависимость в России никогда не являлась рабовладением в его прямом смысле. Несправедливо писать и о свободе в США, где официальная отмена рабства произошла почти одновременно с отменой крепостного права в Российской империи. Отсутствует не только логика, но и историческая правда. К истории нельзя относиться с пренебрежением: ей свойственно наказывать тех, кто её не знает, умышленно искажает или игнорирует.

Реабилитация Токвиля через 180 лет

Время пришло, чтобы реабилитировать, наконец, доброе имя и труды Алексиса де Токвиля, как и весь русский народ от обвинений, якобы появившихся в первой трети XIX века, в склонности русских к рабству и деспотизму. Для американцев в тот исторический период первостепенным движущим средством являлись личный интерес и выбор действий без ограничения силы совсем спонтанно, без каких-либо усилий мыслительной деятельности, без управления разумом, без нажима на сознание и без его позитивного направления, как без элементарного мышления. Именно это и воспринималось за американскую свободу и продолжает объяснять до сих пор особенности американского менталитета.

Для русского народа первостепенным и неизменным оставалось в веках служение Отчизне, долг перед Родиной, обязательство, ответственность, но никак не рабство. Во все времена, при награждении отличившихся воинов на поле битвы или наиболее достойных граждан современного общества в Екатерининском зале Кремля, россияне всегда торжественно и с гордостью отвечали: "Служу Отечеству!". Эти два слова давно стали атрибутом русской цивилизации.

В какой бы точке земного шара ни находился бы россиян, за его спиной всегда была, есть и будет не только Москва, но и вся Россия. Испытанное однажды чувство, что позади - великая держава и что каждый, находящийся за её пределами, представляет всю страну и защищает интересы своего народа, передавалось из поколения в поколение. Российское государство, в свою очередь, до сих пор ответственно защищает права своих граждан, находящихся временно за рубежом или проживающих за границей.

Заключение

"Держать однажды в своих руках судьбы половины мира", по Токвилю, - это не что иное, как дипломатичное напоминание потомкам о том, что наша Земля - едина и на ней есть только два полушария, Западное и Восточное. Планете необходимы равновесие и ответственность за мировой порядок в лице США, России и других мировых держав. При наличии политической воли, разумной экономической дипломатии и огромного потенциала, современные Соединённые Штаты Америки и Россия вполне на это способны.

Историческое предназначение двух великих держав - России и США - остаётся в веках неизменным: это дальнейшее развитие добрососедских отношений, демонстрация всему миру примера конструктивного взаимодействия и сотрудничества, равноправная ответственность за мирное и прогрессивное развитие цивилизации. Современный этап развития их взаимоотношений - это период испытаний России и США на соответствие исторической миссии в реальной международной жизни.

По материалам статьи: Савойский А.Г. США и Россия: историческая несправедливость времен Токвиля. - Полис. Политические исследования. 2015. N 1. С. 165-172.

Александр Геннадьевич САВОЙСКИЙ,
Кандидат политических наук (ИМЭМО РАН), докторант РУДН, эксперт российской правительственной делегации на 69-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Электронная почта: asavoysky@gmail.com
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован