18 августа 2009
9205

Мы еще полетаем?

Андрей Хазин, зампред комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности:
- Полетаем. Конечно, нынешнее отечественное самолетостроение неконкурентоспособно, но поставить на нем крест было бы ошибкой. Мы были сильны в советское время в этой области, и сейчас есть шансы поднять авиапромышленность на уровень. Для этого нужно найти молодых, амбициозных людей, которые помогут вытянуть отрасль и привлекут инвестиции. Нет смысла оставлять на ключевых постах лиц советской эпохи, которые не понимают законов конкуренции и тормозят развитие.
Александр Лебедев, владелец Национальной резервной корпорации:
- Конечно, российское самолетостроение показывает неплохие результаты для периода кризиса. И не стоит противопоставлять отечественные самолеты зарубежным. В идеале нужно одновременно развивать свой авиапром и недостающие самолеты закупать за границей. Но для этого надо создавать хорошие условия не только для российской авиапромышленности, но и для ввоза иностранных самолетов. В реальности не делается ни того ни другого, и работа ОАК, в которую вложили столь много денег, неудовлетворительна. Отечественному самолетостроению не помогут такие меры, как 20-процентные пошлины на иностранные самолеты.
Андрей Нечаев, президент банка "Российская финансовая корпорация", в 1992-1993 годах министр экономики:
- У нашей авиации есть серьезный шанс не просто выжить, а занять достойное место на мировом рынке. В военной области это факт. И технологии не потеряны - надо только перенести и применить их в гражданском секторе. Впрочем, не надо, как в советское время, стремиться все делать самим: и заклепки, и приборы ночного видения. Весь мир идет по пути кооперации. И если мы отстаем в электронике и двигателях, надо включать кооперацию. Но не просто покупать двигатели, а заманивать иностранцев в совместные производства. И не обязательно в России.
Анатолий Лисицын, депутат Госдумы, бывший губернатор Ярославской области:
- Смотря где. На сверхмагистралях мы свою нишу давно потеряли. "Боинги" ее заняли всерьез и надолго. На этот рынок уже не вернуться никогда. А вот со своим Superjet мы вполне можем занять нишу на средних магистралях. Сейчас уже никто не говорит о выпуске старых отечественных самолетов - их век уже давно прошел. Но современные Superjet мы должны выпускать, хотя бы для использования на внутренних перевозках.
Владислав Тетюхин, один из основателей корпорации "ВСМПО-Ависма":
- Обязательно. В мире всего две общепризнанные школы авиапрома - США и России. Есть еще суммарные школы - в Англии, Германии, Франции и Италии, но они не имеют такого веса авторитета, как российская или американская. Безусловно, позволив "Боингам" зайти на наш рынок, мы получили мощнейший удар в спину. Но это не значит, что мы обязаны сдаться и ничего не предпринимать. Свои 10% на авиарынке мы вполне можем занять.
Владимир Гусев, первый зампред комитета Совета федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности:
- Еще как полетаем! Отечественный авиапром крайне необходим. Во-первых, для обеспечения безопасности страны. Во-вторых, для обеспечения населения недорогими перевозками. А без выпуска отечественных самолетов этого добиться невозможно.
Елена Панина, зампред комитета Госдумы по промышленности:
- И полетаем, и поездим! Развивать промышленность, в том числе и авиастроение, необходимо всегда, а в кризисное время - особенно. Те специалисты, которые говорят обратное, либо дилетанты, либо лоббисты, преследующие собственные политико-экономические цели. В России всегда была высококлассная авиастроительная школа, которая утратила лидирующие позиции лишь последние 10-15 лет. Сейчас самое время наверстать упущенное, используя для этого лучший зарубежный опыт.
Борис Вольпе, исполнительный директор SAP СНГ:
- Полетаем, и на своих самолетах. Россия - авиадержава с колоссальными традициями, которые нужно развивать независимо от экономического кризиса. Развивая авиапромышленность, мы так или иначе будем развивать экономику в целом. Ведь об уровне развития страны судят по трем критериям - наличию своих банков, автомобилестроения и авиапромышленности. Последней мы можем по праву гордиться, но развивать ее нужно, не жалея средств.
Борис Титов, председатель правления группы компаний SVL, председатель "Деловой России":
- Дешевле и безопаснее будет летать на самолетах нового поколения, до которых нам самим никогда не добраться. Даже в лучшие времена, когда за год американский Boeing производил несколько сотен самолетов, у нас появлялось шесть Ил-96. А в некоторых областях, таких как моторостроение, электроника и навигация, мы отстали навсегда. Поэтому лучше сохранять то, что есть, например военную авиацию, а в области гражданской идти на интеграцию с иностранными компаниями, строить некоторые детали для общих самолетов.


газета " Коммерсант - Business Guide "


АвиаПОРТ (aviaport.ru), Москва, 18 Августа 2009
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован