01 ноября 2005
2529

На руководящую роль в науке может претендовать только истина


Борис Георгиевич, оплата труда руководства и работников аппарата Президиума РАН и президиумов региональных отделений и научных центров производится согласно Постановлению Правительства от 1998 года как работникам "иных федеральных органов исполнительной власти". Доплаты и иные выплаты по реформе 2004 года их не коснулись. Руководство РАН неоднократно обращалось в Правительство РФ с предложением распространить на сотрудников аппарата РАН размеры и условия оплаты труда, установленные для работников федеральных агентств Указом Президента РФ от 10 апреля 2004 года No519. Эти обращения основываются на статусе РАН как государственного учреждения. Тем не менее, из-за возражений Минфина и Минздравсоцразвития России этот вопрос так и остался нерешенным.

Не вызвана ли такая позиция правительства стремлением ликвидировать руководящую роль РАН в науке? Во-первых, на руководящую роль в науке может претендовать только истина, а не РАН. А что касается этого спора, то могу сказать, что этот вопрос обсуждается последние 15 лет, и не решен окончательно, потому, что Президиум РАН и ее аппарат хотят сидеть одновременно на двух стульях. Где выгодно и удобно, они говорят, что мы не чиновники, а научные работники, мы занимаемся наукой. А в данном случае они говорят другое - мы такие же управленцы, как в агентствах или министерствах, поэтому мы госслужащие. Причина такой двойственности кроется в том, что РАН действительно находится в юридической ловушке. Академия как клуб из 1000 выдающихся ученых - это общественная организация. Как только мы говорим о ней, как о структуре, которая одновременно управляет огромными государственными активами, огромным "хозяйством", то естественно, мы имеем типичное ведомство, сложившееся в советские времена. По структуре управления Академия наук очень близка к министерствам, а именно: министр - это президент, президиум РАН - это коллегия министерства, а дальше аппарат - департаменты (в случае Академии - отделения), и так далее. В этом смысле представители РАН правы - они такое же министерство, у них "начальник" - министр, они так же трудятся с 9 до 18 над распределением ресурсов, над подготовкой постановлений. Чем, в таком случае Академия как ведомство отличается от агентства по науке и инновациям? Да ничем! Объем распределяемых ресурсов даже больше. Но как только Академия будет официально признана ведомством, вот тогда и начнутся для них беды и трудности. Министров-то назначает Президент, он и будет назначать президента РАН как руководителя аппарата этого ведомства. Сейчас же все должности в Академии выборные, и получается коллизия, о которой я неоднократно говорил и писал. Ведомство, которое распоряжается больше, чем 1/3 государственного бюджета на науку, абсолютно никакой ответственности за результаты деятельности не несет. Президент не имеет право снять или назначить его руководителей, даже вынести им "выговор". В общем, сегодня это некоторая самоуправляемая система, распоряжающаяся огромными государственными активами и не несущая никакой юридической ответственности за результаты своей деятельности! Реально же все определяет аппарат Академии, которому справедливо приписывается непрозрачность, закрытость, боязнь публичных обсуждений и критики.








http://www.ras.ru/
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован