О 85 летнем юбилее Михаила Жванецкого или нам шутки строить, вам жить не мешают

О столь долгой и плодотворной жизни известного и самого популярного юмориста надо писать много и долго и лучше коллективно.

 

О психологических особенностях юмора.

Остроумие – это отдушина для чувства враждебности, которое не может быть удовлетворено другим способом. Зигмунд Фрейд

Шутка делает возможным удовлетворение похотливого или враждебного инстинкта, несмотря на препятствие на своем пути. Зигмунд Фрейд

Шутка позволяет нам использовать нечто смешное в нашем враге, что мы не могли бы в силу неких препятствий высказать открыто или сознательно. Шутка подкупит слушателя приманкой удовольствия, чтобы он, не углубляясь в проблему, принял нашу точку зрения. Зигмунд Фрейд

Юморист достигает превосходства потому, что входит в роль взрослого, до некоторой степени как бы отождествляется с отцом и принимает других людей за детей. Зигмунд Фрейд

Юмор — оружие безоружных. Альберто Моравиа

Юмор — один из элементов гения, но когда он преобладает, то теряет свое качество и становится суррогатом. И. Гёте

Изящно шутить и занимательно рассказывать о пустяках умеет лишь тот, кто сочетает в себе изысканность и непринужденность с богатым воображением: сыпать веселыми остротами — это значит создавать нечто из ничего, то есть творить.

Ж. Лабрюйер

 

Если бы юмор вызывал один смех, то вы едва ли могли бы проявить больше интереса к писателям-юмористам, чем вы проявляете к частной жизни клоуна. Юморист стремится разбудить и направить в нужное русло ваши чувства любви, жалости, снисхождения, ваше отвращение к лжи, обману, фальшивым престижам, вашу нежность к слабым, обездоленным, угнетенным, несчастным. По мере своих возможностей и способностей он комментирует самые будничные и обыденные поступки и чувства людей. Другими словами, он берет на себя обязанности проповедника по будням.

У. Теккереи


 

Юмор, конечно, восстанавливает то, что разрушает пафос, но когда его очень много – он сам начинает разрушать. А от хронического юмора образуется цинизм, с которым жить очень удобно, потому что человек все недооценивает. Всему назначает низкую цену.

Виктория Токарева

У меня нет врожденной веры в людей. Я склонен ожидать от них скорее дурного, чем хорошего. Это — иена, которую приходится платить за чувство юмора. Обладая чувством юмора, находишь удовольствие в капризах человеческой природы, не слишком доверяешь благородным декларациям, всегда доискиваясь недостойных мотивов, которые за ними скрываются, несоответствие между видимостью и действительностью развлекает и там, где не удается его найти, подмывает его создать.

С. Моэм

 

А ведь лучше то и не скажешь!

 

Это были эпиграфы, а теперь суть.


 

Михаил Жванецкий – народный артист Украины, народный артист России, заслуженный деятель искусств, лауреат премии Президента РФ в области литературы и искусства, лауреат независимой премии «Триумф». Является почетным гражданином города Одессы.

6 марта 1934 года на Украине, в славном городе Одесса, родился Михаил Эммануилович Жванецкий. Его отец, Эммануил Моисеевич, и мать, Раиса Яковлевна, работали врачами. В годы войны Михаил Жванецкий учился в школе в Средней Азии, куда их семью эвакуировали. После войны они вернулись в Одессу.

Довоенная Одесса – это город Бабеля, Ильфа и Петрова, Валентина Катаева, Юрия Олеши, для нынешнего поколения город фильма «Золотой теленок» и «Дежа-вю». В последнем случае – это праздник молодости, социализма и псевдоамериканских гангстеров. Город курортов, каштанов, рыбаков и морского порта. И естественно.

В 1951 году Михаил Жванецкий становится студентом Одесского института инженеров морского флота. Изучение подъемно- транспортного оборудования морского флота занятие довольно скучное, но…

В это время происходит бурный рост художественной самодеятельности. Студия «Наш дом» открывается в Москве. «Весна в ЛЭТИ» появляется в Ленинграде. Эти события 1953 года воодушевляют Михаила Жванецкого на создание студенческого театра миниатюр «Парнас-2», что явилось настоящим выдающимся событием в жизни города Одесса. Концерты студенческого театра Одесского института инженеров морского флота шли с аншлагами. На их вечера было невозможно попасть. Михаил Жванецкий активно работал в театре миниатюр.

Познакомившись в 1954 году с Виктором Ильченко, Михаил Жванецкий вместе с ним играл миниатюры на сцене «Парнаса-2», вел концерты. Жванецкий исполнял монологи и миниатюры, которые начал писать сам. Выходило смешно, потому что Жванецкий писал грустно, но именно это и вызывало гомерический смех.

Одесский институт по специальности инженер-механик подъемно-транспортного оборудования портов Михаил Жванецкий окончил в 1956 году, после чего работал сменным механиком в Одесском морском торговом порту. Так Миша стал квалифицированным помощником знаменитых одесских биндюжников.

Затем Жванецкий в течение восьми лет трудился на Одесском заводе «Продмаш» инженером по подъемно-транспортным механизмам. «Погрузка-выгрузка, разъезды на автопогрузчике, сидение в пароходе, в трюме, в угле», - вспоминает Михаил Жванецкий. Это были годы «мужания».

 

В 1958 году судьбе было угодно свести Жванецкого с Романом Карцевым, тогда началось их творческое сотрудничество. Жванецкий в 1960 году перешел работать в Центральное проектно-конструкторское бюро. Но не смотря на плодотворное многолетнее сотрудничество с Романом Карцевым, тот остался у нас в памяти все же в роли булгаковского Швондера.

В 1962 году в Одессу на гастроли приехал Ленинградский театр миниатюр. Так случилось знакомство Михаила Жванецкого с Аркадием Исааковичем Райкиным, которому очень понравились миниатюры Жванецкого, и он их взял в репертуар своего театра.

Затем от А.И. Райкина в 1964 году последовало приглашение Жванецкого на должность завлита в Ленинградский театр миниатюр. Работая в театре А.И. Райкина с 1964 по 1969 годы, Жванецкий написал более 300 миниатюр и монологов, творчески сотрудничая с Виктором Ильченко и Романом Карцевым. Когда у Жванецкого появился свой индивидуальный стиль, было принято решение работать самостоятельно, уйдя из театра А.И. Райкина.

А в народе от Жванецкого осталась миниатюра Райкина « В греческом зале, в греческом зале…»

Михаил Жванецкий вернулся в Одессу в 1970 году вместе с Виктором Ильченко и Романом Карцевым, создав Театр миниатюр, к которому успех пришел достаточно быстро. Первые гастроли, прошедшие с аншлагами, состоялись в Ростовской области. После этих успешных гастролей Жванецкий, Ильченко и Карцев в Киеве участвовали в конкурсе артистов эстрады, заняв призовые места. Их конкурентами в то время были известные юмористы Тарапунька и Штепсель, Миров и Новицкий.

Артистом разговорного жанра Одесской филармонии работал Михаил Жванецкий с 1970 по 1972 годы. Приобретя всесоюзную известность, его в 1972 году пригласили на должность помощника главного режиссера в Московский театр миниатюр. Михаил Жванецкий до 1974 года был режиссером-постановщиком Государственного концертно-гастрольного объединения «Росконцерт». В издательстве «Молодая гвардия» он работал литературным сотрудником с 1981 по 1983 годы.

Московский театр миниатюр Михаил Жванецкий создал в 1988 году, до настоящего времени являясь его художественным руководителем.

 

Из личных впечатлений. Да, в свое время побывал на концерте в Питере, где М. Жванецкий выступал с известным пародистом Александром Ивановым. Было очень смешно, но все бы забылось, если бы не многочисленные магнитофонные записи выступлений между песнями Высоцкого и Галича. А так в памяти остались его весьма популярные миниатюры «Так шутят в Одессе», «Начальник транспортного цеха», «Нормально Григорий, отлично Константин».

Но я никогда не связывал Жванецкого с Одессой. Для меня он всегда жил где-то посредине между Дерибасовской и Невским. Там где жили и живут ныне  в основном дети Арбата.

Прошло много лет.

И вот уже творчество Михаила Жванецкого изучают квалифицированные филологи и защищают на нем свои диссертации…

Выводы диссертации Трач, Анастасии Сергеевны.

1. Языковая игра во всех ее разновидностях является в творчестве М.М. Жванецкого одним из приемов, которые используются для привлечения внимания слушателей и читателей:

- языковая игра в произведениях М.М. Жванецкого основана на отступлениях от кодифицированных норм на всех уровнях языковой системы, на подражании речи представителей какой-либо национальности, на нетрадиционном использовании приемов художественной выразительности и на несоблюдении законов логики, а прежде всего - на нарушении правил деления объема понятия;

- арсенал языковых средств, используемых автором в языковой игре, чрезвычайно богат, средства эти употребляются в различных сочетаниях, так что их не всегда возможно четко разграничить и однозначно определить;

- Языковая игра, обусловленная задачами прагмалингвистического характера, содействует сильному воздействию на ее адресатов, так как в результате такой игры в один ряд объединяются совершенно разноплановые элементы, явления различного характера и рушатся представления о привычных стереотипах, о законах логики.

2. Произведения М.М. Жванецкого специфичны в том отношении, что, хотя он обычно читает их по написанному тексту, этот текст содержит такие особенности устной речи на всех ее уровнях, которые в соответствии с кодифицированными нормами не принято отражать в письменной форме.

3. Языковая игра и явления, свойственные устной речи, в текстах произведений М.М. Жванецкого взаимосвязаны, так что иногда их трудно отграничить друг от друга: языковая игра часто обыгрывает явления, свойственные лишь устной речи и представляющие нарушения кодифицированных норм, ориентированных на письменную форму речи.

Творчество М.М. Жванецкого представляет собой очень сложное и многогранное явление, феномен, аналогов которому нет ни среди писателей, ни среди эстрадных артистов.

Творчество М.М. Жванецкого настолько своеобразно и многоаспектно, что содержит много резервов для его дальнейшего изучения. Так, можно продолжать выяснение специфики произведений М.М. Жванецкого в направлениях, предложенных в данном исследовании. Но очень перспективно продолжить изучение творчество писателя в лингвокультурологическом аспекте с применением лингвокогнитивного подхода - выяснить ведущие концепты творчества М.М. Жванецкого, своеобразие языковой картины мира, представленной в его произведениях. Интересно также в дальнейшем сопоставить произведения М.М. Жванецкого с произведениями таких мастеров юмористического и сатирического жанров, как, например, В.А. Шендерович и М.М. Задорнов, что будет способствовать выяснению специфики творческой манеры каждого из них.

А ведь с научной точки зрения лучшего  то и не скажешь.

Из истории празднования юбилеев Жванецкого.

Жванецкому - 70.

Текст: Валерий Кичин

Российская газета - Федеральный выпуск № 0(3423)

https://rg.ru/2004/03/06/zhvanecky.html

Одесса, несомненно, великий город, потому что 70 лет назад дала нам Жванецкого. Жванецкий не юморист, как ошибочно предполагают. Он даже не сатирик. Он историческое явление, ставшее именем нарицательным. Он весь разлетелся на афоризмы. Квинтэссенция отечественной ментальности, ее свет-мой-зеркальце, которое не устает нам твердить, что мы себе на свете всех милее.

Мы радостно смеемся, еще только подходя к афише с этим именем. В предвкушении узнавания себя. Ну, может быть, не себя конкретно. Вот я слушаю и думаю, что это о соседе. А сосед одновременно думает, что это про меня. И таким образом охватывается весь зрительный зал, которым является вся страна. Все узнают друг друга и так познают себя.
И в результате очень, очень себя любят.

Мы вообще уникальная страна, где чем хуже, тем веселее. Где любят пороки и классово ненавидят достоинства. Где любое слово понимается наоборот. Вот сидит на экране активная политикесса и открыто говорит, что она очень умная, но при этом чрезвычайно глупо хихикает. Нормально, Константин, мы же знаем, что к чему и как надо понимать слова в применении к родине. Жванецкий это наше качество претворил в абсолют. Приблизительно так, как Пушкин написал энциклопедию русской жизни и стал нашим всем.

Жванецкий - наше все в сугубо российской сфере национального мазохизма. Он не мог бы стать Жванецким во Франции. Он создал Большую Советскую энциклопедию русской жизни.

Через Жванецкого можно проследить прогрессирующий паралич ХХ века с гармоническим перебором в ХХI. Когда Жванецкий появился, он стал нашим "Голосом Америки" и "Свободой" в одном симпатичном лице. Мы его слушали, постоянно имея в виду глушилки. Страна диссидентствовала, полагая, что все дело в кремлевских старцах и в щупальцах КПСС, дотянувшихся до каждого дома. Читала в самиздате своих пророков, открывала себе глаза на власть. Жванецкий то ли нечаянно, то ли нарочно стал разлеплять нам глаза на самих себя и в этом смысле продолжил прерванную партией традицию Зощенко. В нем даже сидел потенциальный Салтыков-Щедрин, но не злой на отечественную действительность, а в нее беззаветно влюбленный.
Так кот любит мышку - без мышки ему бы хана.

Злиться можно, когда один мужик кормит двух генералов, но не сто. Отсюда философическая настроенность человека с бездонным портфелем, откуда он обычно добывает свои эссе. В них совсем нет социальных надежд советской классической сатиры: вот искореним все отдельные недостатки и станем счастливыми безработными. Он уже тогда знал, что кремлевские старцы - это мы и щупальца КПСС - наши родные, и думать, что их можно искоренить, так же наивно, как мечтать избавиться от прямой кишки, причиняющей идеальному человеку кучу ненужных хлопот.

Прошли, по нормальным меркам,  века. Страна, которая называла себя социалистической, назвала себя капиталистической, страна выбросила красный флаг на свалку истории, страна успела отказаться от гимна и его вернуть, страна построила кучу элитного жилья и стала одним большим казино, страна научилась артикулировать слова "дивиденд", "риэлтер", "омар", "дефолт" и теперь учится артикулировать "конкурентоспособный". Но человек внутри себя не стал ни счастливее, ни свободнее. И от истины, сформулированной предшественником Жванецкого еще в позапрошлом веке: "Что нового в России? Воруют!" - мы не сдвинулись ни на шаг, потому что нельзя же уйти от сущности явления.

И зрительный зал, смеясь до слез, но отнюдь не сквозь слезы, радостно подтверждает: да, мы не отдадим ни одной из наших врожденных глупостей и тупостей, мы их в себе так любим, что всем на свете Америкам с их социально-техническими политкорректностями - кирдык.
Впрочем, Америка - это уже эксклюзив одного из тех, кто в массе решили, что они тоже Жванецкие, и тоже стали читать по бумажке, фыркая от остроумия.

А Жванецкий с годами стал заметно печальней. Не от возраста, а от накопившегося знания. Он не надеется стать тем Гераклом, который очистит конюшни царя Авгия, потому что в данном случае то, что подлежит смыву, является строительным материалом. Он всегда это понимал - у него, в отличие от Гоголя, все герои положительные, кроме смеха. Одесская закалка, одесское ноу-хау, виват, счастливая Одесса! Но согласимся, что это все-таки грустно и постепенно портит настроение. Неистребимая интеллигентность его интонации отпугивает "випов" из больших городов - они только что построили себе дачи, обустроили под себя рекламу и ТВ - научили их ботать по фене и еще не понимают, что это все - те самые конюшни.

Сегодня публика Жванецкого переместилась за пределы Садового кольца - туда, в Россию, где дач, воровского сленга и соответственно оптимизма значительно меньше. Сегодня искусство Жванецкого - чистое искусство. В том святом смысле, в каком чистое искусство ругали при советской власти. Мы наслаждаемся формой, лаконизмом, отточенностью, совершенством. Мы тоже понимаем, что ничего не изменится, потому что ментальность. На полках, рядом со всем Пушкиным, выстроились шеренги видеокассет с грифом "Весь Жванецкий". Там можно проследить новейшую историю нашего движения туда-сюда между СССР, Россией и обратно: в нашей буче, боевой и кипучей, уж куда лучше!

Мы по-прежнему все это беззаветно любим. Так мышка любит кота, потому что без него жизнь лишилась бы драйва.

А ведь лучше то и не скажешь.

Из интервью к 75 летию.

https://www.spb.kp.ru/daily/24255.3/452372/

Завтра, 6 марта, отметит свое 75-летие самый непотопляемый и мудрый сатирик

Его емкие и точные высказывания цитируются как народный фольклор, его остроты всегда свежи и своевременны. Мы поздравили юбиляра с датой и узнали, как он собирается отметить свой праздник.

Об одиночестве

- Михаил Михайлович, с наступающим, как отпразднуете юбилей?

- 6 марта соберемся в кругу семьи, отметим. А 13-го - мой юбилейный концерт в Зале Чайковского, будут поздравлять меня друзья, наверное, будут что-то читать, цитировать мое. В первом отделении - они, во втором - я.

- Феномен Жванецкого - ваше творческое долгожительство. Все юмористы обычно скукоживаются быстренько, сдуваются и теряют нюх к жизни, юмор. А у вас он всегда искрится!

- Спасибо. Вот это и напишите...

- Сейчас стало сложнее работать?

- Конечно, сложнее. Раньше мы стояли перед стеной и описывали эту стену, этот бетонный пьедестал. Задрав голову, мы смотрели на Штаты и наших вождей, либо идеологов, либо стахановцев, либо передовиков. И четко было ясно: дальше ты не пойдешь, ты упираешься носом в стену. Поэтому все описывали эту стену, она стала родной, близкой. Наверное, было легче. Потому что тогда надо было быть просто смелым, а сейчас надо быть еще и талантливым. И чтобы тебя слушали сейчас, это сложная штука. Ты должен быть живым, красивым, внешне привлекательным, талантливым, остроумным, находчивым, импровизационным. Ты выходишь один на сцену, и перед тобой зал, который собрался тебя послушать. И тебе тяжело, потому что у тебя нет ни оркестра, ни аккомпаниатора, ни подтанцовки. Вообще, когда выходишь к микрофону, ты сразу становишься одиноким.

Полный зал, кстати, действует угнетающе. Ты же хочешь, чтобы они пришли и завтра. А когда ты идешь на концерт, ты не знаешь, сколько придет. Придут ли они, поймут ли они, рассмеются ли они в «смешных местах»? Бывает, что пришли к тебе другие люди, которые ждут от тебя совершенно другого - пародий, шуток, подпрыгиваний. А у меня целый такой концерт, может быть, даже спектакль, в котором все есть - и поэзия, и юмор, и хохота там не меньше. Но перемежается поэзия, как в жизни, грустью.... И в отличие от многих юмористов я по-прежнему выхожу сам по себе. Я ничего не изображаю, я не меняюсь, продаю свое одиночество и на эти деньги покупаю его.

- А вы себе в помощь могли бы взять «подтанцовку»!

- Нет, я себе не могу изменить. Я могу только совершенствоваться. Потому что дед мой говорил: «Иди прямо и смотри прямо». Вот это жизненная такая позиция: не мечись, грубо говоря, не меняй специальность. А если выбрал, иди вперед. Вот видишь две-три очереди: заметался, переметнулся в другую, а тот, кто стоит в одной очереди, тот приходит первым. Ты заметался туда-сюда и вернулся туда, где стоял, и опять проиграл.

О женщинах

- Вам какие женщины нравятся?

- Знаете, их такое бесконечное разнообразие. Те, от которых вздрагиваешь, которые притягивают поневоле. Это не опишешь. Если можно было описать, то ты бы тогда из серии фотографий выбрал вот такую, и всё. Потом встретил бы ее, пожал руку... Нет, это что-то такое, что ты чувствуешь совершенно независимо от самого себя. Это какое-то возбуждение, неожиданно нахлынувшее что-то, ты вдруг краснеешь, ты смотришь на нее и покраснел неизвестно почему. Кроме того, это удивительная женственность, которая проступает через одежду. Просто ПРОСТУПАЕТ! Мужчина не может проступить через одежду, он не обрисовывается. Мужчины снимают сорочки, надевают майки, шорты и не добиваются того. А женщина проступает. Как-то чувствуешь и видишь ее очертания. Но дело не в очертаниях... Знаете, еще в молчании женском очень многое бывает. И я совершенно не жду, чтобы мне так же отвечали, как я отвечаю, или так же острили. Я жду понимания в глазах. А разговор мужчины и женщины всегда загадочный и всегда «не о том». Разговор «не о том» - это и есть любовь. Он глуп, бесконечен, с хохотом, с какой-то огромной заинтересованностью. Ни о чем. Потому что, если ты любишь (обычно один любит), то не в силах говорить умно, глубокомысленно.

- Как вы относитесь к тому, что сейчас все стали модными?

- Толпа, которая красиво выглядит, и женщины, которые красиво выглядят, конечно, это хорошо. Но модной может быть одежда. А у нас модны какие-то течения, модно следить за телом, а не за головой. Появилась фигура, искусственно созданная. Только с этим бы не переборщить. Потому что дети нужны, а детей мало. Потому что все это делает людей возбудимыми. У него фотографии в руках, потом пульт в руках вместо женщины. Пульт телевизионный, он переключает, ищет что-то. Сайты в Интернете... Это такой виртуальный физиологический какой-то акт, довольно идиотский. Возбуждение бесконечное... Телевизионная реклама, изобилие, продукты, все идет сквозь женщину, довольно слабо одетую. И вот, когда много такого, когда много открытого, снижается рождаемость.

- И все-таки, если идет девочка в короткой юбочке, разве вы не реагируете?

- Конечно, реагирую. Я об этом и говорю. Но я уже нарожал много детей. Я рассуждаю о том, что все это, конечно, привлекательно. Просто мешает деторождаемости, но собирает огромные урожаи денежные. Массу денег за это платят люди. За то, чтобы подсмотреть, увидеть полуголое что-то...

И любовь, и брак стали продаваемыми. Как-то совсем уже через край.

Я уже выражался фразой: «Чем наше поколение отличается от нынешнего? Мы любили бесплатно и считали в уме».

О кризисе

- Что думаете о кризисе?

- Кризис - это что-то очень очистительное для нашей страны, которая ничего не производит, а должна научиться что-то производить.

СПРАВКА «КП»

О личном. Первой женой сатирика была художница Надежда Гайдук, родившая ему дочь Лизу. Со второй официальной супругой Жванецкий живет в браке уже 17 лет, их сыну Мите 13 лет.

Как шутил в разных интервью юморист, у него было множество гражданских браков и, по его словам, он имеет... пять-шесть детей.

О творчестве. Опубликовал книги: «Встречи на улицах» (1982), «Год за два» (1987), «Моя Одесса» (1993), «Собрание произведений» в 4-х томах (2001).

Феномен Жванецкого

Сегодня Михаилу Жванецкому исполняется 75 лет. Писатель, артист, мыслитель, летописец, знаток человеческих душ, Жванецкий уже давно вышел за рамки любых жанров и определений. Сегодня очевидно, что он сам по себе целый жанр и целая эпоха. Разговор о Жванецком – это философия дзэн, способ достичь просветления, которому нельзя научить. Жванецкий – коллекционер. Он собирает приметы времени и щедро ими делится. Жванецкий – это детали, а в деталях, как известно, весь мир. "Вообще не вспоминаю детство. Даже не знаю, при чем тут оно. Такое ощущение, что его не было – уж больно оно было неприятное. Война, бомбежки, мы премся куда-то в эвакуацию, отец на фронте. Булочку давали в школе, и самый сильный все равно отбирал. Хотя они были не сильные, просто высокие, а мы были маленькие совершенно, один даже был в галифе. Девушку увидел впервые в шестнадцать лет. Было же раздельное обучение. Я помню, мы ее облепили одну, она все никак не уходила. Села на скамейку и не уходила. Я как-то внизу сел, двое – по бокам, а она не кричит и не уходит. Даже в институте успеха у женщин не было. Успех у женщин – это когда все-таки Райкин проявился в моей жизни",

 

Его смех – хорошее лекарство от советского абсурда и абсурда существования вообще.

"У меня появилось это выражение – "наш человек". Это, видимо, советский человек, воспитанный в советское время. С этим характером, с этой приспособленностью. Я понял, что он попал в эмиграцию с этим новым строем. Капитализмом это тоже не назовешь. Какой-то поддельный, как и социализм. А наш человек всюду бегает. Тут разбогатели, там разбогатели, а его мотает во все стороны: и туда не попал и сюда не успел, там кто-то проскочил, тут с чемоданом из-за границы приехал", – продолжает Жванецкий.

А  дальше опять выступления, концерты и чистые листы на столе – мастер всегда пишет от руки. "Мне нужно видеть зачеркнутое. Когда я это вижу, я вижу, что это и через что я прошел. И еще я понимаю, что этим можно воспользоваться. Еще я понимаю, что можно читать один раз так, а другой раз так. Можно один раз читать одно, а второй – то, что зачеркнул, и получается примерно одно и то же", – поясняет он.

Жванецкому очень часто задают самые разные вопросы. Даже не верится, что он и сам может спрашивать о чем-то. Но если бы мог, он задал бы вопрос Чехову: "Спросил бы: я кто я такой? Если честно, это главный вопрос, который меня сейчас волнует".

 

В выходные показывали передачу "Рублевские жены" - о женах воров и
бандитов с Рублевки. И там был сюжет, как выступает перед ними Жванецкий
и говорит: "Я не люблю бедных. Бедных надо любить в специально
отведенных для этого местах" И эти жены  хихикают, им смешно...

 

Михаил Жванецкий как-то сказал: "Плохо им там в Швейцарии, страна маленькая. Нагадил - убрал. А у нас - пролетел тысячу километров -нагадил. Ешё тысячу пролетел..."

- Когда я работал у Аркадия Райкина, - вспоминает Михаил Жванецкий, - меня дома, в Одессе, не было года два. Вернулся - на столе полно повесток в военкомат. Пошёл, военком разорался: "А если война?! Где вас искать?!".
Я сказал: "Начинайте, я подъеду".

 

Наши люди любят окружать водку чем-нибудь красивым - теплоходом, Италией...

Одесситы бывают рассеянные и сосредоточенные: рассеянные - они рассеяны по всему свету, а сосредоточенные - сосредоточены только в Одессе.

Моя мама на даче в жару любит выпить стаканчик холодного пива "Жванецкий гусь", как она его называет.

Я ничего не выдумываю про Одессу, просто хожу и слушаю.

Вчера мы боролись за социализм с человеческим лицом. Сейчас мы боремся за капитализм с человеческим лицом. То есть, у нас не хватает именно человеческого лица.

После того, как напишешь мемуары, приличнее всего - умереть.

Жванецкого спрашивают:
- Почему вы ни разу во время концертов и выступлений не поддержали "Единую Россию"?
- Я ее очень мощно поддерживаю. Я про нее молчу! И про Украину тоже.

А ведь лучше и не скажешь.

Так получилось, что М. Жванецкий пережил многих известных юмористов своего времени, таких как Г. Горин, А. Арканов, М. Задонов, Б. Ельцин, В.Черномырдин.

Кто остался?  Так мелочь пузатая – С. Альтов, Трушкин, Коклюшкин, Измайлов, из молодых – бывшие КВНщики.  Им до Жванецкого еще расти и расти.

Вспомним еще некоторые из его шуток (а им несть числа). Классика жанра.


• А вы пробовали когда-нибудь зашвырнуть комара? Далеко-далеко. Он не летит. То есть он летит – но сам по себе и плюет на вас. Поэтому надо быть легким и независимым.
• Алкоголь в малых дозах безвреден в любом количестве.
• Больной и здоровый живут одно и то же время, только те силы, что больной тратит на отдаление, здоровый на приближение яркого света в конце тоннеля.
• В России появились первые в мире разорившиеся бедняки.
• Весь мир поделён: официанты и голодные; вахтёры и те, кто предъявляет в развёрнутом виде.
• В жизни всегда есть место подвигу. Надо только быть подальше от этого места.
• Вместо жизни – здоровый образ жизни.
• В мужчине заложено чувство ритма, нужно только ему разрешить.
• Вот если бы все на мине подорвались, но об этом можно только мечтать.
• Врачи удивляются, как при таком лечении больные еще живы. Больные удивляются, как при такой зарплате врачи еще живы.
• Все люди братья, но не все по разуму.
• Все наши неприятности начинаются со слов: «Как, разве вам ничего не говорили?»
• Все по словам. А я по лицам. Я слов не знаю. Я лица понимаю.
• Встретили меня по одежке, проводили тоже плохо.
• Вся твоя жизнь для того, чтобы тебе стало легче.
• Всякий раз, когда я вспоминаю о том, что Господь справедлив, я дрожу за свою страну.
• В тюрьме сейчас много умных людей, и с ними надо советоваться.
• Вы мне показали, что такое аншлаг, я вам покажу, что такое успех.
• - Вы нормальный человек? - Допустим.
• Гляжу на Вас и думаю: как благотворно влияет на женщину маленькая рюмочка моей крови за завтраком.
• Для мании величия не требуется величия, а вполне хватит мании.
• Дружба видоизменилась настолько, что допускает предательство, не нуждается во встречах, переписке, горячих разговорах и даже допускает наличие одного дружащего.
• Дружбу не надо обеременять.
• За великий, чистый, острый русский язык.
• За кефир отдельное спасибо всем.
• Запах чем хорошо – не хочешь, чтоб пахло – отойди к чёртовой матери.
• Запретных вещей нет, есть вещи не рекомендованные.
• Зачем вы воруете с убытков? Воруйте с прибылей!
• Если вам говорят, что вы многогранная личность – не обольщайтесь. Может быть, имеется в виду, что вы гад, сволочь и паразит одновременно.
• Если вас не примут в институт, то не потому, о чём вы думаете. Кстати, "потому" пишется слитно или раздельно?
• Если меня в тихом месте прислонить к тёплой стенке...
• Если появился кто-то, готовый свернуть горы, за ним обязательно пойдут другие, готовые свернуть ему шею.
• Если человек знает, чего он хочет, значит, он или много знает, или мало хочет.
• Если я не прав, то я вас видеть не могу.
• И вас бросило в жар от холода.
• И вообще по тому, как он плевался, сморкался и икал, было видно, что старается держаться прилично.
• И вообще, разве нас может интересовать мнение человека лысого, с таким носом? Пусть сначала исправит нос, отрастит волосы, а потом и выскажется.
• И газеты выписываю всё чаще, а это раз в год...
• Из людей также люблю не очень старых стариков. И не очень молодых молодых. Это, в общем, одни и те же люди.
• Испытание деньгами мы не выдержали, приступаем к испытанию временем.
• История России – это борьба невежества с несправедливостью.
• Каждый человек – кузнец своего счастья и наковальня чужого.
• Как кому, а мне нравится думать!
• Как трудно ползти с гордо поднятой головой!
• Количество прожитых лет, в конце концов, всегда переходит в новое качество.
• Коммунистическая партия учит нас: не воруй по-маленькому, и сажает непрерывно.
• Концов счастливых не бывает. Если счастливый, это не конец.
• Кто женился на молодой, расплатился сполна: она его никогда не увидит молодым, он ее никогда не увидит старой.
• Легкомыслие – это хорошее самочувствие на свой страх и риск.
• Лотерея – наиболее точный способ учета количества оптимистов.
• Лучшее алиби – быть жертвой.
• Лучше промолчать и показаться дураком, нежели заговорить и не оставить на этот счет никаких сомнений.
• Люди других убеждений должны сидеть отдельно.
• Массу людей переворошил в поисках красивого тела, теперь ищет родную душу.
• Матрос оказался моряк.
• Меняю яркие воспоминания на свежие впечатления.
• Может быть, вы не знаете, но в Одессе быстро поднятое не считается упавшим.
• Можно и нужно жить жизнью народа, но к вечеру возвращаться домой.
• Мудрость не всегда приходит с возрастом. Бывает, что возраст приходит один.
• Мы не должны забывать: мы собрались в этой стране не по своей воле, а по своим убеждениям.
• Мы встретились и разошлись, причём я побежал.
• Мы им обещаем-обещаем, обещаем-обещаем, а им всё мало!
• Мы так привыкли делать то, что никому не нужно, что когда это кому-то понадобилось, оно все равно не работало.
• Мы умнее тех, кого выбираем.
• Мысли и женщины вместе не приходят.
• Наговорил – и отойди, не стой в этом во всём.
• Надо, чтобы вы руководили принципами, а не принципы вами.
• Надпись в туалете: «Не сиди просто так, думай что-то.  Мама Жванецкого».
• На своих ошибках учатся, на чужих – делают карьеру.
• Нам руки впереди мешают. Руки назад – другое дело.
• Нарушить закон земного притяжения можно, но это большие деньги.
• Нас до того испортили, что мы думали, что это рай.
• Наша мама всегда стирала, а мы всегда ходили грязные.
• Наша мечта – порядок в бардаке.
• Наша свобода напоминает светофор, у которого горят три огня сразу.
• Наша свобода хоть и отличается от диктатуры, но не так резко, чтобы в этом мог разобраться необразованный человек, допустим, писатель или военный.
• Наша свобода – это то, то мы делаем, когда никто не видит.
• Нашедшего выход затаптывают первым.
• Не беспокойте моё одиночество, но не оставляйте меня одного.
• Не водите машину быстрее, чем летает ваш ангел-хранитель.
• Не можешь любить – сиди дружи!
• Никогда не преувеличивайте глупость врагов и верность друзей.
• Ничто так ни ранит человека, как осколки собственного счастья.
• Нормальный человек в нашей стране откликается на окружающее только одним – он пьет. Поэтому непьющий все-таки сволочь.
• Ну зачем вам эти волнения к концу жизни?
• Он был советником Рабиновича по национальной безопасности.
• Одно неловкое движение – и вы отец.
• Он старый дурак. Хотя возраст здесь ни при чем.
• Определять на глаз национальность и заранее думать о нём худшее.
• Очень тяжело менять, ничего не меняя, но мы будем.
• Она не сдержала себя, открыла прелестный ротик и испортила прекрасную фигурку и дорогой купальник.
• О характере человека можно судить по тому, как он ведет себя с теми, кто ничем не может быть ему полезен, а также с теми, кто не может дать ему сдачи.
• Папа – грек, мама – колхозница.
• Переживайте неприятности по мере их поступления.
• Пожинали чужие плоды, т.е. грузили навоз.
• Помер, не найдя смысла в жизни, а тот помер, найдя смысл в жизни, а тот помер, не ища смысла в жизни, а этот вообще еще живет! Надо с ним побеседовать…
• Порядочного человека можно легко узнать по тому, как неуклюже он делает подлости.
• Последний – это значит, что ты первый в другую сторону.
• При диктатуре все боятся вопроса, при демократии – ответа. При диктатуре больше балета и анекдотов. При свободе – поездок и ограблений.
• Пришел – спасибо, ушел – большое спасибо.
• Проснулся – спасибо, заснул – благодарю.
• Раньше думал – женщины, теперь – ни дня без строчки.
• Ремонт – это не действие, это состояние.
• С детства мечтал зубы вставить.
• Сейчас наступило время, когда аккомпанемент выступает с сольными концертами.
• Слово понимает каждый, но ему нужно объяснить.
• Старость приближается как электричка: вот она еще там, и вот она уже здесь.
• Только в день рожденья узнаешь, сколько в мире ненужных вещей.
• Тот, кто на букву «Я», живет дольше – пока еще до него дойдет.
• Трезвые – народ скрытный, не поймёшь, что у него на уме.
• У нас в Одессе быстро поднятое не считается упавшим.
• Ученье – свет, а неученье – приятный полумрак.
• Часы напоминают, сколько прошло, чтобы вычитанием определить, сколько осталось.
• Чем больше телефонов, тем невыносимее становятся те, у кого их нет.
• Чем больше женщину мы меньше, тем больше меньше она нам.
• Что наша жизнь: не подохнешь – привыкнешь, не привыкнешь – подохнешь.
• Что с человеком не делай, он упорно ползёт на кладбище.
• Что такое 60? Испуг в её глазах, всё остальное – то же самое.
• Что толку вперёд смотреть, когда весь опыт сзади.
• Шоколад в постель могу себе доставить, но придётся встать, одеться и приготовить. А потом раздеться, лечь и выпить. А кто на это пойдёт?
• Шутки шутками, но могут быть и дети.
• Это не юмор – это стечение обстоятельств.
• Я бесконечно уважаю чудовищный выбор моего народа.
• Я же говорил – или я буду жить хорошо, или мои произведения станут бессмертными. И жизнь опять повернулась в сторону произведений.
• Я родился умным, с часами на руках, сразу записался на очередь в ясли и встал в очередь на холодильник.
• Я слишком быстро вожу машину, чтобы переживать из-за холестерина!
• Я старше вас не по возрасту, а по годам.

Михаилу Жванецкому 85.

Президент Российской Федерации Владимир Путин наградил одесского сатирика Михаила Жванецкого орденом "За заслуги перед Отечеством" III степени.

Как прописано в указе о вручении ордена, сатирика награждают "за большой вклад в развитие отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность".

В письме изданию Гордон Жванецкий заявил, что принял награду от Путина, потому что всю жизнь пишет только об Одессе.

"И еще раз: мне дали орден за мои рассказы об Одессе, и я его принял. Как мой папа-врач принял в Одессе орден Трудового Красного Знамени. Одесса - моя маленькая страна", - отметил он.

6 марта Михаил Жванецкий отпразднует 85-летний юбилей, а в последующие две недели планирует ездить с концертами по Украине - Запорожье (12 марта), Днепр (14 марта), Киев (16 марта) и Одесса (21 марта).

Одесский активист бендеровского склада Сергей Стерненко призвал Жванецкого публично отказаться от награды и обратился к организаторам, чтобы те отменили мероприятия с его участием, "или они встретят протестную реакцию возмущенных украинцев".

Удивительным образом знаменитый одессит объединил многих закоренелых противников. К нему можно относиться по-разному, однако бесспорно одно: Жванецкий - это часть той, старой Одессы, мирного города, жемчужины у Черного моря, веселого и беззаботного места, память о котором еще жива в сердцах многих одесситов и всех тех, кто любит русскую, да и мировую культуру. И атака на него в глазах многих одесситов равносильна атаке на память об их городе. Впрочем, "одэсьцям" типа Стерненко этого не понять.

Даёшь концерт Жванецкого в Одессе!!!

С некоторыми популярными произведениями М. Жванецкого можно ознакомится на одесском сайте.

https://histodessa.ru/proizvedeniya-zhvanetskogo/

Ну и в силу приближения Международного женского дня небольшое эссе от Жванецкого.

Мужчины и женщины.

Только не надо путать. Я люблю мужчин, которые хотят нравиться женщинам. Умеют нравиться. Нравятся. А еще лучше те, которые ничего не делают для этого. Ни с внешностью. Ни с поведением. Живут и ведут себя. Или не ведут себя.

От сдержанности это ощущение силы. От сдержанности ощущение надежности. У этих сдержанных мужчин всегда есть деньги. Деньги — это рейтинг в обществе. Твой рейтинг сегодня. Упадет рейтинг — будешь без денег. Это просто! Как букетик цветов. И еще нужно быть тонким!

Это, во-первых, худощавым. Во-вторых, понимающим. То есть умеющим понять и высказать недоговоренность. Умеющим создать определенность и остаться, либо создать неопределенность и исчезнуть.

Да, я тоже люблю мужчин, которые любят женщин.

Движение женщины, ее образ во время движения, ее продуманная постановка ноги, продуманная беспорядочность прически, лицо, глаза, ноги — есть творчество. Ее сон рядом с вами — тоже творчество. Все то, что вы видите, — творчество. Ее создание Всевышним достойно Нобелевской премии. Она всем этим притягивает ваш взгляд. За взглядом руки, губы, ноги и все то, чем вы дорожите, все то, что вы готовы положить рядом с ней.

Умоляюще! Умоляюще!..

Потому что вам предстоит нечто больше и главней. Вы созданы этого добиваться. Она создана этим распоряжаться. И здесь на последнем месте телодвижения. А на первом месте — слова и текст ваших глаз. То, что можно у женщины купить, — доля того, что она может отдать бесплатно.

Много женщин не бывает. Их бывает очень мало. За короткую мужскую жизнь — одна или две, слитных с вами. Короткая мужская жизнь длиннее короткой женской. Мы не о человеческой, а о мужской и женской. За длинную мужскую жизнь можно встретить одну или двух таких, возле которых вы положите свое тело и сердце. Потом ваш мозг заменит тело — и вы будете счастливее.

А пока эти два или, еще хуже, три несчастья в виде страстной любви выколотят из вас все ваше своеобразие. Но руководить этим процессом никому не удавалось…

Но это не главное. Мы говорим о мужчинах, которые любят и которых любят за то, что они любят. Ваша любовь дает уверенность. И постепенно она отдаст вам все. И вы не узнаете, любит она вас или нет. Может сбежать с джазовым саксофонистом. Не пытайтесь вернуть. Пусть пройдет по этой спирали вниз сама.

Я люблю мужчин, которые любят женщин. Я люблю тонких, сдержанных, умных людей по обе стороны мужчин и женщин. Но встречаться с ними лучше после этого. Ибо во время этого с ними говорить не о чем.

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован