О названии города Елабуга

 

                                    В.А. Лекомцев.

Всё-таки путешествовать очень полезно для общего культурного и исторического развития. Взять, к примеру, Елабугу. Не поехал бы я в эту поездку на теплоходе по Каме, разве бы узнал столько всего про этот город? Что уж скрывать, кроме названия города о Елабуге я не знал совершенно ничего. Между тем город оказался очень интересным, красивым, весьма ухоженным и достойным внимательного изучения. Елабуга - настоящий город-музей. Почти каждый дом в старой части города связан с какими-то историческими событиями, людьми, тайнами. Елабуга находится в числе всемирных ценностей, охраняемых ЮНЕСКО! 

С некоторыми достопримечательностями этого города можно ознакомиться на сайте.

https://www.aztimes.ru/2014/05/blog-post_29.html

История Елабуги.

 

Елабуга – небольшой, но один из древнейших городов Татарстана, расположенный вдоль берегов Тоймы и Камы,обладающий уникальным историческим и культурным богатством. Близ Елабуги был найден Ананьинский могильник VIII—V вв. до н. э, который дал название археологической эпохе. А в конце 10 - нач.11 века н.э. волжские булгары организовали здесь свое поселение, одна из башен которого сохранилась и по сей день. 

 

В 16 веке в этих местах была основана обитель иноков, а затем построен Троицкий монастырь, вокруг которого выросло село Трёхсвятское, для Покровской церкви которого Иван Грозный пожаловал образ Трёх Святителей (Ивана Златоуста, Григория Богослова и Василия Великого) - откуда пошло название села. Троицкий монастырь просуществовал недолго, а вот село росло и развивалось, и со временем, начиная свой путь из глубины веков, превратилось в уездный город. 

 

История города Елабуга кратко Статус уездного города Российской империи Елабуга получила в 1780 г, по указу Екатерины Великой. В то время проживало в городе всего около тысячи жителей.

 

Но и став городом, Елабуга до первой половины 19 века почти ничем не отличалась от села. Развивалось ремесленное производство: ткачество, выделка кож, производилась валяная, кожаная и лыковая обувь и др. Наличие двух рек способствовало развитию рыболовства - даже у самого царя на столе была елабужская стерлядь. 

 

Развитие ремесел и торговля превратили Елабугу в центр купечества Прикамья. На 19 век приходится период расцвета Елабуги, в которой проживало уже около десяти тысяч человек. Количество купцов исчислялось сотнями, и среди них было целых двенадцать миллионеров! Самые знаменитые из них, пожалуй, купцы Стахеевы, которые торговали хлебом во многих регионах России, а также за границей. 

 

Не менее известны были и промышленники Ушковы, которые основали химическое производство в окрестностях Елабуги. Расцветает город и как архитектурный ансамбль. Согласно генерального плана застройки города были возведены каменные Спасский собор (1808-16 гг.), Покровская (1808-15 гг.), Никольская (1813-16 гг.) и Троицкая (1829-32 гг.) церкви. 

 

В 1827 г. была открыта городская больница, а в 1833 г. сооружён первый водопровод. Планировка города была организована из прямоугольных кварталов, которые ограниченны перпендикулярными улицами. Дома строились в основном 2-3-этажные. А центром планировки стала Соборная площадь Спасского собора.

 

Елабуга из глубины веков Пожаром 1850 года были уничтожены почти все деревянные строения города, что привело к строительству каменных жилых и общественных зданий, которые и составили тот уникальный вид уездного купеческого городка, который в основном сохранился до наших дней. 

 

Говорят, что в Елабуге состоятельность горожанина определялась по внешнему виду дома: деревянный дом – хозяин мелкий торговец или ремесленник, если первый этаж каменный, а второй деревянный - хозяин середнячок, а если весь дом каменный – то уж, понятное дело, богач. 

 

В 1850-60-е гг. были возведены Гостиные ряды, Казанско-Богородицкий женский монастырь, колокольня Спасского собора, здание Купеческого собрания, мечеть и другие крупные общественные сооружения. 

 

В 1866-68 гг. была обустроена Набережная с чугунной решёткой и заложен Александровский сад. Появились каменные тротуары. Постройки центральных улиц города: Набережной, Спасской, Б.Покровской, Казанской – яркие образцы классической архитектуры с элементами эклектики. 

 

Здесь, в центре, жили известные купцы, располагались административные, учебные и религиозные учреждения, многие из которых были выстроены на благотворительные пожертвования!

 

Благотворительные средства и позволили Елабуге войти в первую десятку городов России, которые провели электричество и водопровод. 

 

В городе действовали воско-свечной, сало-топенные, пиво-медоваренный, пряничные, чугунолитейный, сально-свечные, колокольный заводы, паровая мукомольня. Функционировали: городской банк, отделение Русского торгово-промышленного банка, земская больница (1870) , городская публичная библиотека (1896), 19 учебных заведений, 9 церквей, мечеть и т.д. В городе насчитывалось 421 торговых заведений. 

 

А затем была революция, национализация и, если говорить кратко, перестройка всего уклада жизни. Но богатейшая история города свято хранит в своей памяти имена известных людей России и Татарстана, чья жизнь так или иначе была связана с Елабугой. 

 

Здесь родился известнейший художник И.И. Шишкин (1832-1898 гг). В Елабуге он провел свое детство. Сюда же он возвращался не раз и в зрелые годы. 

 

Более тридцати лет прожила в Елабуге знаменитая кавалерист-девица, ординарец Кутузова Н.А.Дурова (1783-1866гг.) и была похоронена на Троицком кладбище. 

 

В этом городе трагически закончила свою жизнь поэт Марина Цветаева (1892-1941). 

 

 

А в д.Сарали под Елабугой родился известный психиатр и невролог В. М.Бехтерев (1857-1927). С городом Елабуга связано и много других имен, имеющих большое значение и в истории региона и в истории всей России. 

 

Какие знаменитые люди родились в Елабуге? - писатель и путешественник – Н.В. Пинегин, один из участников экспедиции Г.Седова на Новую Землю и создатель музея Арктики. - профессор-археограф, археолог и филолог К.И. Невоструев, изучающий древнюю историю Вятской, Симбирской и Казанской областей, а также историю древнерусской литературы и историю церкви. За свои заслуги он получил первую Ломоносовскую премию Академии Наук. - писатель Д.И.Стахеев (псевдоним Елабугин), чьи литературные произведения печатались в журналах «Отечественные записки», «Русское слово» и т.д. и пользовались большой популярностью. 

 

Такие русские писатели как М.М.Пришвин, М.Е.Салтыков-Щедрин, Лариса Рейснер тоже находили в Елабуге богатый материал для своих произведений. 

 

Посещал город и писатель В.Г. Короленко. Поездка его была связана с «Мултанским делом» - событием, которое потрясло всю Россию. Он участвовал в судебном разбирательстве, благодаря чему вотяки (удмурты), несправедливо обвиненные в ритуальном убийстве русского человека, были оправданы. 

 

Помнит Елабуга и пребывание писателей А.Н.Радищева, А.Н.Толстого, Б.Л.Пастернака, путешественника К. Рычкова, химика Д.И.Менделеева. 

 

Будущий дважды Герой Советского Союза маршал В.И.Чуйков тоже посещал Елабугу и оставил об этом свои воспоминания. 

 

А известный русский актер М.А. Кустинский в конце 1918 г. организовал в Елабуге первый народный театр, который с большим успехом выступал перед жителями города. 

 

Во время войны в Елабугу были эвакуированы такие видные советские ученые как астрофизик В.А. Амбарцумян , юрист А.В. Венедиктов, математик В.И. Смирнов , физик-теоретик В.А. Фок , которые работали в эвакуированных лабораториях Ленинградского и Воронежского университетов и преподавали в местном педагогическом институте. 

 

Для жителей Елабуги в годы войны пел сам С.Я.Лемешев, который приезжал сюда на лечение. 

 

Годы учебы в реальном училище (с 1909 по 1916 гг.) навсегда связали с Елабугой имя Маршала Советского Союза Л.А.Говорова. Сегодня его бюст украшает площадь Памяти, его именем названа одна из центральных улиц города, а на здании бывшего реального училища установлена мемориальная доска. 

 

Учитывая важность сохранения исторических мест, сконцентрированных на елабужской земле, в 1990 году президент РФ подписал указ об учреждении историко-архитектурного и художественного музея-заповедника города Елабуги. Сегодня, Елабуга - это отличный вариант для познавательного путешествия на туристическом теплоходе. 

Источник: https://russo-travel.ru/interesno/istoriya-elabugi/ © Путеводитель по России

 

Мифы и легенды о названии города

http://www.elabuga-city.ru/articles-mif-o-nazvanii-goroda.htm

Прежде чем делать окончательные выводы о происхождении названия города всегда полезно ознакомиться с существующими версиями.

Название Алабуга или Елабуга (в её русском варианте произношения) относит нас к домонгольскому периоду жизни, к расцвету строительства городов на Средней Волге и Нижней Каме.

Далеко не все известные болгарские городища (около 160) были городами. Одним из отличий настоящих городов от преобладавших здесь военных крепостей и "феодальных замков" является то, что города всегда имели свои названия. Крепости же обычно привязывались к какой-либо местности, чаще всего к реке, тогда как "феодальные замки" больше были известны по имени своего держателя.

У каждого из приблизительно 40 болгарских городов домонгольской эпохи было своё оригинальное название. Не все исконные имена городов нам известны, а ведь даже самый маленький из них был в 30 раз больше Елабужского городища. Елабужанам повезло, что в тех столетиях название Алабуга не затерялось.

Ела и Буга

Как именовали своё поселение (на крутом берегу) угры или финны до прихода болгар мы уже никогда не узнаем. А то, что название Алабуга закрепилось за городом уже в домонгольский период, не вызывает никаких сомнений. В татарских преданиях не сохранилось другого названия данного поселения. А вот почему именно Алабуга и что собственно означает это название? Есть масса предположений на этот счёт. 

Например, существует мнение, что название города произошло от двух речек - Елы и Буги. Хотя, на картах XIX века таких рек на территории города не было. И краеведы XIX - начала XX вв., описывая речку, которую сейчас называют Бугой, говорят о ней как о "безымянной речке" или "безымянном ручейке". Названия Ела и Буга можно встретить только на картах Елабуги прошлого века. И то происходит постоянная путаница с привязкой названий к конкретным протокам. Несомненно одно: название Елабуга произошло от двух ручейков - это миф, созданный в последнее столетие. На возникновение этого мифа повлияла русская топонимия. У русских зачастую названия городов производны от названия рек (например, Москва, Устюг, Вятка и т.д.).

Были попытки вывести объяснение названию города от древнерусского или даже древнефиннского "ела" (счастливый) и "буга" (пойма). Попытки объяснить этимологию названия города исходя из особенностей местной топографии, где на одной стороне реки проживали татары (Ала, Алла), а на другой - русские (Буга, Бог), кроме улыбки ничего не вызывают.

Современное название город получил с приходом болгар. Алабуга - слово явно тюркского происхождения. Есть три основных варианта перевода этого слова.

 

Окунь ли Елабуга?

В народе наибольшее распространение получило мнение о том, что свое название Алабуга получила от татарского слова "окунь". Об этом писали в свое время и О. Кулыгинский, и К. И. Невоструев. Считается, что в старину в близлежащих озерах и реках было много этой рыбы. В качестве аргумента приводится озеро Окунево, расположенное за рекой Тоймой, которое, татарское население называет Алабугой. Это предположение имеет под собой почву. На востоке Челябинской области есть два очень крупных озера под названием Алабуга. Вдоль их берегов раскинулись населенные пункты с одноименными названиями. В настоящее время сохранилась лишь русская Алабуга (татарская была ликвидирована в связи с аварией на "Маяке"). Но нам кажется, что связывать название города с современным татарским названием рыбы нельзя. Во-первых, болгары и их потомки - казанские татары - никогда не давали названия городам в честь рыб или животных, кроме случаев, когда последние являлись тотемами . Во-вторых, рыба Алабуга не встречается в татарской мифологии, да мы и не знаем точно, как окунь именовался предками татар в X веке.

Алабуга - камень

Ссылаясь на В. Н. Татищева и П. Ф. Эрдмана, историк А. Х. Халиков подводил название "Алабуга" к подводному камню, который ещё в начале XIX в. был известен под названием "Бык" или "Большой бык" и создавал страшные быстрины, способные опрокидывать суда, плавающие по Каме. Этот камень был уничтожен в первой половине XIX в., так как мешал развитию Камского судоходства, а "Малый бык" и по сей день находится напротив д. Котловка. А. Х. Халиков писал: "Булгары, а затем и их потомки назвали это место Ала-буга. Бык - по-булгарски "буга" (бугай - по-южнотюркски). На древнетюркском boga - герой, богатырь. То есть это слово, соединенное с самим объектом (в данном случае с камнем-порогом), могло вызывать образы и быка, и богатыря, и злого змия (ещё одно значение буги), и даже колдуна-беса (по В. В. Радлову). У древних тюрок (в том числе, очевидно, и ранних булгар) слово "ала" обозначало "недобрые помыслы, козни, дурные свойства". В целом общее слово "Алабуга" могло обозначать злого быка, недоброго богатыря или злую змею. В таком качестве выступала и сама первопричина названия" .

Кстати, о камне-быке, упоминает и автор "Казанской истории", приписывая местному "бесу" и лоцманские обязанности. В этом же сочинении упоминается и "змий велик, огнен", который вылетел из мечети. Если вспомнить, что драконы (Бараджи) и змеи (Джиланы, Зиланты) были покровителями - тотемами столичных и наиболее важных городов болгар, происхождение название города Алабуга от страшного, грозного змея-защитника будет небеспочвенной.

Правда, здесь есть одно "но". Сомнительно, что когда-либо местное болгаро-татарское население произносило название своего города как "Алабугу" или "Алабука". Письменные источники и историческая память народа донесли его до нас в произношении "Алабуга". Среди алтайских народов очень распространенными были двусоставные имена с использованием слова "буга": Кит-Буга, Те-лябуга, Букатимер, Акбуга, Арбуга, Исэнбуга и т.д. Среди таких имен в различных источниках, в том числе и русских летописях, часто встречается имя Алабуга (Албуга, Олбу-га и т.д.). Так, в русских источниках мы встречаем Олабугу по прозвищу Храбрый, командовавшего правым крылом "неврюевой рати" в 1252 г. или ордынского Олабугина посла. Если учитывать, что болгары часто давали названия своим городам и крепостям по имени основателя или наиболее известного правителя, то точка зрения, связывающая название города с личным именем выглядит весьма убедительной. И здесь имя Албуга можно перевести как "богатырь, стоящий или идущий впереди", а Алабуга - "страшный или грозный богатырь".

Встречается это имя и в "Джагфар тарихы". Судя по данному сочинению, Алабуга-бий был одним из самых влиятельных князей болгарского государства в конце IX - начале X вв. Будучи эсегельским бием из сабанского рода барын, Алабуга в 865 г. участвовал в поднятии на царский трон Габдуллы Шилки, отца известного по ибн-Фадлану царя Алмуша.

Далее Алабуга-бию приписываются совершенно фантастические деяния. "Довольные исходом дела (победой в войне 882 г.), Алмыш вернулся в Хорысдан, а Алабуга - в Болгар. Здесь бий спросил у Микаиля, на что лучше истратить его часть добычи, и по совету муллы построил из дерева караван-сарай в местечке Буляр. А в этом месте, находившемся на границе сразу трех областей Булгара - Болгарской, Бершудской и Эсегельской, - обычно съежались на переговоры их бии, поэтому оно и получило название Буляр или Биляр". Этот бий сыграл важную роль в приходе к власти и самого Алмуша в 895 г. Вот таким авторитетом для соплеменников был Алабуга бий, если верить "Джагфар тарихы". Но что первично, а что вторично. И можно предположить, что Ала_буга – бий был родом из этого населенного пункта.

А может - Гелон?

В краеведческой литературе XIX в. встречаются и другие названия города. Были и есть попытки связывать Елабугу с геродотовским Гелоном и летописным Бряговым (Бряхимовым). Ошибочность этих точек зрения, которые часто встречались в трудах местных краеведов ещё в конце XIX в. была научно обоснована известным русским археологом С. М. Шпилевским.

При всей своей заманчивости и привлекательности, Гелон никак не может быть прародителем Елабуги. Упомянутый Геродотом в связи с походом персидского царя Дария I на скифов в 512 г. до н.э., город Гелон связан с Поднепровьем, но никак не с Прикамьем, т.к. скифские кочевья никогда не доходили до Камы. А многолетние археологические исследования установили прямую связь между легендарным Гелоном и крупнейшим памятником эпохи раннего железа Днепро-Донецкого региона - Вельским городищем (Украина). Если уж вспоминать Гелон, то в булгарских летописях он упоминается уже как Учель, город, где были похоронены три брата – балтавара. Позднее это название было перенесено на нынешнюю Казань. В прошлом тысячелетии Казань носила старое имя Гелона – Учеля. Так утверждают булгарские летописи. И свое имя она получила в честь своего градоправителя и защитника Хасана брата Гази-Бараджа- Бурундая уже после монгольского нашествия.  

Загадочный город Брягов

Аналогичная ситуация складывается и с названием Брягов. Известные елабужские краеведы XIX - начала XX вв. писали свои труды ещё в то время, когда основные источники их информации - летописи - были слабо проработаны с научной точки зрения. Часто упоминающееся в этих письменных источниках "Брягова на Каме" они перенесли на Елабугу, точнее на Елабужское городище, где имелись остатки болгарского белокаменного сооружения. Сейчас в исторической науке нет никаких сомнений, что Брягов или Бряхимов - это Великий Болгар на Волге. Описывая события домонгольской эпохи, русские источники часто называют Внешний Болгар Бряговым (Бряхимовым), по имени царя Ибрагима. Эта традиция иногда просматривается и по более поздним периодам. "И бысть Казань стольный град вместо Брягова града Болгарского" - свидетельствует летописец XVI в. А ведь Алабуга, в отличие от Болгара, никогда не была столичным градом.

Какое же объяснение выбрать как единственно верное - неясно до сих пор, поэтому смело можете принимать почти все мифы о происхождении имени Елабуга, кроме совершенно безосновательных. Как бы то ни было, люди, жившие здесь много веков назад, через своих потомков сумели пронести название своего городища до сих дней - Алабуга (по-татарски) или Елабуга (по-русски).

От себя лично могу сделать два предположения. 

Первое - АлаБуга – это аббревиатура Ала – Булгар – священное место Булгара. Но мало ли было других священных мест  на территории Булгара.

Второе – Алабуга – это аббревиатура Ала – Бурат – Гай, где Бурат – это старое булгарское название реки Камы. А Гай – это сосновый бор, т.е. АлаБуга – это священный сосновый бор на берегу реки Бурат - Камы.

В свою очередь Бурат – это река текущая с севера (Буй) устье (т) которой находиться на реке Ра (Волге). Так давали имена своим рекам угро-финские племена и булгары. Например, река Вятка – северный (Вой) приток(т) реки Камы (ка), текущий по сосновым лесам (яг, я).

И я полагаю, что название города Елабуга помнит старое булгарское имя реки Камы- Бурат. И пусть меня попробуют переубедить прочие лингвисты и специалисты по топонимике, что я не прав. Кто-то в конце концов должен определить правильное происхождение названия города.

И как утверждают историки букву Е в название города подарила Елабуге – Ала Бурат Гаю Екатерина II, когда своим указом утвердила название города в свое время.    

 

Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован