09 марта 2007
3317

Ваагн Мартиросян: `Каждый оператор станет получать доходы за фактически предоставленные услуги`

Main martirosan2
"Центральный телеграф" стоит особняком в ряду межрегиональных компаний связи "Связьинвеста". В начале 1990-х годов ему досталась в наследство инфраструктура телеграфной и телексной связи. Бизнес на умирающей технологии был невозможен, поэтому "дочке" "Связьинвеста" пришлось выживать иначе, став фактически альтернативным оператором. О том, что изменили в бизнесе компании введение новых кодов и вступившие в законную силу положения закона "О связи", корреспонденту "Бизнеса" Павлу Морозу рассказал генеральный директор компании Ваагн Мартиросян.

- Как вы относитесь к введение новых кодов?

- Факт введения новых кодов вызван необходимостью, и этот процесс нормальный.

В Москве ресурс телефонной цифровой нумерации семизначный, и он не может иметь более 10 млн номеров. Часть номеров занята оперативными службами (ноль) и индексами доступа к междугородной и международной связи (восьмерка). Поэтому в реальности этот ресурс еще меньше. Во всем мире большие мегаполисы переходят к десятизначным номерам. У нас происходит то же самое.

Введение кода 095 в ближнем Подмосковье - это наследство советского прошлого. Ведение его в пятидесятые годы было волюнтаристичным, оно нарушало все правила построения сетей. Если регулятор - Мининформсвязи - хочет привести все в цивилизованный вид, это можно только приветствовать.

- Помнится, МГТС хотела вводить код 499 по географическому признаку: с одного берега Москвы-реки 095, с другого - 499.

- Сейчас об этом уже не говорят - неактуально. На самом деле Мининформсвязи требует код 495, заменивший 095, тоже перевести на десятизначный принцип набора. Но МГТС, у которой сегодня цифровизация в сети на уровне 30%, тяжело обеспечить этот переход. В итоге мы все равно перейдем на десятизначную нумерацию. В области сегодня работают два кода - 496 и 498. Есть решение объединить эти два кода под 496. Существует пока еще пятый миллион номеров, работающий в коде 495, который должен быть выведен из области как московский. В Подмосковье мы предлагаем подключение телефонов в коде 498 за 8 тыс. руб.- по ценам "Центртелекома", и московский код 495 по цене в 25 тыс. руб. Тем не менее сейчас более половины новых клиентов подключаются в коде 495, остальные в 498-м.

- У "Центрального телеграфа" 210 тыс. номеров, начинающихся на пятерку, в коде 495 и еще 400 тыс.- в коде 498. Вам грозит потеря этой номерной емкости?

- Только подмосковные абоненты, имеющие телефон в коде 495, будут переведены на 496-й или 498-й, а абонентам в Москве такой перевод не грозит. Позже согласно приказу Мининформсвязи абоненты в коде 498 должны быть переведены в 496 код, номерная емкость под это уже выделена для нашей компании и "Центртелекома".

Мы будем переводить абонентов на новые коды с позиции максимального удобства. Конечно, многие абоненты останутся недовольны изменением привычного телефонного номера, но нам важно правильно построить разъяснительную работу, чтобы снять волнения клиентов. В конечном итоге Москва и Подмосковье должны быть переведены на десятизначную нумерацию.

- То есть столичные и подмосковные абоненты будут общаться между собой по межгороду, что обойдется куда дороже, чем сейчас?

- Сейчас для наших абонентов стоимость телефонных звонков в Москву входит в абонентскую плату. Только при звонке абонентов компании МГТС (с кодов 495 или 499) абонентам "Центрального телеграфа" в область (на код 498) звонок тарифицируется как междугородный по тарифам первой зоны. Если говорить о стоимости звонков из Москвы в область и обратно, то думаю, что их стоимость будет уменьшаться.

- А тарифы на международную связь начнут снижаться?

- В начале межгород и международная связь могут подорожать, но, по нашим прогнозам, цены на такие звонки будут падать. Введение новых правил поспособствует перераспределению доходов среди операторов. И каждый оператор станет получать доходы за фактически предоставленные услуги. Важно понимать, что раньше местная связь субсидировалась за счет международной и междугородной связи. По прогнозам, при демонополизации рынка дальней связи стоимость междугородных и международных звонков начнет падать, а стоимость местной связи - расти.

В сегменте дальней связи мы будем работать со всеми игроками, чтобы уменьшить расходы для своих абонентов на дальнюю связь. "Центральный телеграф" уже заключил договор с "Ростелекомом" и с МТТ. Выйдет на рынок "Голден телеком" - подпишем договор с ним. Сегодня уже видны несколько серьезных операторов дальней связи, которые будут конкурировать между собой.

- Скорее можно поверить в картельный сговор операторов дальней связи для поддержания цены на звонки на нынешнем уровне.

- Если вспомнить историю картельных сговоров интернет-операторов, то они разваливаются.

- Но все же подобный сговор российских провайдеров просуществовал почти два года.

- Два года для бизнеса - это не показатель!

- Для абонента два года- это целая эпоха. Предлагаете абонентам подождать пару лет, пока цены не упадут до мировых?

- Это произойдет гораздо быстрее. У нас было много операторов IP-телефонии. Думаю, кстати, что гораздо больше, чем на Западе. Они успели приучить абонентов к качественной и недорогой связи. И в новых условиях такие компании заставят операторов дальней связи обеспечить те стандарты, к которым привыкли их клиенты. Абонент будет выбирать оператора и будет платить за услугу той компании, которая ему ее оказала.

- До сих пор все работало просто - через восьмерку. Не запутаются ли пользователи в правилах набора телефонных номеров при выходе в межгород?

- Все не так страшно. При заключении договора на установку телефона абонент сам выбирает оператора дальней связи. Причем может использовать как "предварительный выбор", так и "выбор при каждом вызове". Режим pre-select подразумевает выбор оператора сразу при заключении договора с ним, а режим "горячего выбора" (hot choice) действует при каждом международном звонке и звонке на межгород.

Так, например, опция "горячий выбор" реализована сейчас по картам "Центел".

При этом мы будем работать со всеми игроками дальней связи. Сейчас мы договорились с "Ростелекомом", что все вопросы, относящиеся к расчетам услуг с абонентами, мы берем на себя и действуем как их агент. Естественно, наши услуги будут оплачены со стороны оператора дальней связи.

Согласно новым правилам со временем операторы дальней связи начнут работать напрямую с крупными корпоративными клиентами. Но тогда мы будем конкурировать в иной плоскости. Например, в наших планах - введение услуги "Оптимальный выбор", когда абонент может нам поручить выбирать оператора в соответствии со своими запросами по цене и качеству. А мы будем выбирать маршрут звонка и оптимальный тариф.

- Вы упомянули о картах "Центел". Насколько важен для компании бизнес IP-телефонии? Согласно новым правилам многие игроки этого рынка оказались вне закона. Не собираетесь занять опустевшую нишу на рынке?

- Для нас карточный бизнес был важен на начальном этапе, хотя мы стабильно в течение последних пяти лет входили в тройку крупнейших поставщиков телефонных карт и занимали около 12% этого рынка.

Но карточный бизнес для нас - уже не приоритетная задача. Мы его продолжим поддерживать, но не более. Хотя с точки зрения телефонии и внедрения услуг интеллектуальной платформы наши проекты успешны и окупаемы.

В последние два года мы фокусируемся на предоставлении услуг телефонной связи, на высокоскоростном доступе в интернет, в том числе широкополосном, и прорабатываем вопрос о предоставлении услуг цифрового ТВ в рамках проекта "Нео центел".

- Мало обеспечить доставку сигнала, ТВ-каналы надо наполнить программами, и желательно интересными для зрителя. Triple Play без контента стоит не много.

- Мы предоставим пользователю возможность сформировать контент и управлять им.

- А создавать контент? У вас же есть компания "Открытые коммуникации", которая должна этим заниматься?

- Это только первые шаги. То, что делают "Открытые коммуникации",- это скорее задел на будущее. Понимая, что контент - важнейшая часть бизнеса, мы хотим держать руку на пульсе. Повторюсь, наш фокус - это транспортная функция. Все будет со временем. Мы не только телекоммуникационный оператор, но еще и контент-агрегатор.

В ближайшее время планируем приобрести контент. Если найдется один поставщик, который обеспечит все наши потребности, станем работать с ним. Не найдем - будем покупать у многих. Как это было и с IP-телефонией. Когда мы начинали, первым партнером у нас оказалась компания Telia.

Сегодня у нас около 150 партнеров. Мы выступаем здесь как агенты по продаже контента, как и в случае с дальней связью. И там, и там бизнесмодель идентична.

- Все же какова бизнес-модель проекта "Нео центел"?

- Это следующий этап развития сети "Центел" - построение сети Metro Ethernet и обеспечение "последней мили" благодаря сотрудничеству с Московской городской радиотрансляционной сетью (МГРС). Мы нашли способ дойти до квартир, опираясь на сооружения МГРС. У них кабели прокладываются по крышам. Этот опыт подсказал, как мы можем развиваться и в Подмосковье.

Кстати, опыт работы в области показывает, что порядка 30% покупателей, устанавливая телефон, берут и выделенный интернет. По нашим оценкам, услуги IP-телевидения будут там очень востребованы. Ведь до сих пор к телевидению в области очень много претензий.

ОАО "ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ТЕЛЕГРАФ" (ЦТ)

входит в десятку крупнейших альтернативных операторов фиксированной связи и интернета Московского региона. Технологической платформой для развития услуг связи компании является собственная волоконно-оптическая сеть общей протяженностью более 1000 км, охватывающая Москву и Подмосковье. Телефонная сеть оператора включает два опорно-транзитных узла на территории Москвы с суммарной коммутируемой емкостью более 1 млн номеров, восемь оконечно-транзитных станций на территории Подмосковья. Для корпоративных пользователей ОАО "Центральный телеграф" предоставляет проводную и беспроводную цифровую телефонную связь в кодах 495, 499 и 498, высокоскоростной доступ в интернет, услуги передачи данных и др. Одним из ключевых проектов компании является создание единой мультисервисной широкополосной сети на территории Москвы и Московской области, которая в течение трех лет должна объединить полтора миллиона квартир Москвы и Подмосковья.



БИЗНЕС. ЕЖЕДНЕВНАЯ ДЕЛОВАЯ ГАЗЕТА
15.02.2006
Ваагн Мартиросян
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован