12 апреля 2008
1574

Валерий Токарев: В России нет программы развития космонавтики

Еще 15-20 лет назад российская ребятня мечтала о бесконечности, сооружая во дворах космические корабли из картона и ржавых железок. Сегодня все изменилось, и на смену романтическому настрою общества в России обосновался четкий, капиталистический стиль жизни. Молодые перспективные люди строят свой бизнес, идут в политику, развивают крупные корпорации. А как же космонавтика?.. О том, на каком этапе развития находится сегодня космическая отрасль, какие перспективы ожидают ее, в чем состоят главные проблемы и задачи отрасли, ИА "Росбалт-Приволжье" в преддверии Дня космонавтики рассказал герой России, летчик-космонавт, полковник, вновь избранный глава Ростовского района Ярославской области Валерий Токарев.

- Валерий Иванович, на каком этапе, по-вашему, сегодня находится развитие российской космонавтики?

- Надо сразу отметить, что космонавтика подразделяется на пилотируемую и непилотируемую. Я представляю первую, ту самую, которая всегда являлась гордостью нашей страны. Мы не уступаем США и во всех крупнейших проектах представлены на паритетных или главенствующих началах. Но, останавливаясь на конкретных деталях, я бы заметил, что вопрос о замене "Союза" на другой современный, перспективный и многофункциональный корабль возник не случайно. "Союз" создавался более 30 лет назад, с его помощью космонавты доставляются на орбиту и обратно. Это достаточно дешевое и надежное средство доставки, с помощью этого корабля на орбите можно находиться 4 суток. Но говорить о развитии только с применением этого корабля не приходится. Надо сказать, что в мире пока не существует ни лунных кораблей, ни марсианских. Однако США и Китай поставили перед собой задачу по освоению Луны и сейчас занимаются созданием лунного корабля. В плане же освоения других планет Россия пока не сделала ничего. Был только макет корабля, но этого ничтожно мало.

- Какие программы сегодня реализуются в России в плане развития космонавтики?

- Существует несколько проектов по разным направлениям, но общей комплексной программы, подкрепленной реальными делами, к сожалению, нет. В США и Китае уже существуют комплексные космические центры, а мы пока в этом плане отстаем. Я сейчас не говорю о Центре управления полетами, - он у нас работает на хорошем уровне, к тому же, есть комплексы для тренировок, испытаний, но все это находится в том виде, в котором было создано достаточно давно. Тогда, кстати, центр для испытаний и конструкторское бюро слились в единое НПО "Энергия". Но в тот период существовало несколько КБ, сейчас же осталось НПО "Энергия" - монополист в своем роде, только оно эксплуатирует и испытывает космические аппараты. На примере США мы видим, что нельзя одному предприятию отдавать все функции сразу - и контроль, и испытания, и разработку, и использование. Государство все-таки должно оставлять за собой роль главного заказчика. Ведь большинство испытаний проводятся не на государственном уровне. Итоговый продукт должен быть кем-то принят. Я, например, за период своей работы обнаружил сотни недостатков и неоднократно докладывал об этом. Но сегодня не существует механизма устранения этих недостатков.

- Как вы - профессионал - относитесь к космическому туризму?

- Это способ заработать деньги, не больше. Конечно, это дополнительное финансирование отрасли, но, естественно, не основное. Это не имеет никакого отношения к развитию космонавтики и освоению планет.

- Существует ли проблема кадрового голода в современной космонавтике?

- Да, несомненно, существует, и в ближайшее время она будет чувствоваться все острее. Сегодня средства, которые направляются на подготовку профессионалов, не позволяют отобрать лучших из лучших. В нашу профессию идут в большей степени энтузиасты, но таких людей немного. Дело в том, что космонавтика XXI века существенно отличается от той, что была раньше. Так, например, прежде требовался всего год подготовки, после которого космонавта могли допустить к полетам. Сегодня же на подготовку к уровню, позволяющему приступить к полетам, уходит не менее 10 лет в среднем. Причем, только 50%, как показывает статистика, допускаются к полетам даже после такого внушительного срока тренировок. Причин много. В том числе и то, что здоровье человека за 10 лет может серьезно измениться в худшую сторону.

- Немного, наверное, найдется таких влюбленных в космонавтику людей, которые готовы потратить 10 лет своей жизни, возможно, даже впустую.

- С одной стороны, да, эта профессия связана с самоограничениями. К тому же раньше космонавтика получала серьезную поддержку со стороны государства в плане социальных гарантий. Теперь этого нет. Но, с другой стороны, за этот период существенно расширяется кругозор человека, он получает колоссальные знания во многих сферах.

- Валерий Иванович, разрешите Вас поздравить. Недавно вы были избраны главой района. Вы уже приступили к новым обязанностям. Как космонавт себя ощущает во власти?

- О, спасибо. Вот, как раз сейчас еду на заседание областной думы. Да, конечно, это новая сфера для меня. Но за все эти годы я привык ко всему новому и к публичности тоже. И по уровню образования и по накопленному опыту я был готов к работе во власти. Мне многое известно о состоянии дел в промышленности. Да, и наработанные идеи очень помогают в работе. Район, как и другие территории страны, остро нуждается в средствах, инвестициях. Без этого территория подняться не сможет. На данном этапе мы занимаемся подготовкой программы развития района. Из бюджета на ее реализацию не берем ни копейки, помогают мои друзья, у которых есть эти средства.

- Вы говорили об отсутствии комплексной программы развития космонавтики. Как представитель власти вы планируете инициировать создание такого документа?

- Конечно, планирую! Скажем так, эта идея была одной из причин, по которой я оказался во власти. Здесь больше возможностей решать вопросы, продвигать проекты. Кстати, хочу сказать, что я не собираюсь бросать заниматься детско-юношеским спортом; до сих пор летаю, и мне это очень нравится. Также активно участвую в проекте "20 тысяч лье над водой" - это кругосветный перелет, призванный привлечь большое внимание к авиакосмической отрасли России.

Протяженность авиаперелета составит 60 тысяч километров и будет внесена в Книгу рекордов Гиннеса. Основная цель перелета, проходящего по побережьям четырех континентов, трех океанов и семи морей - продемонстрировать российский характер, донести дух Сочинской олимпиады 2014 года до самых дальних уголков мира, показать авиационную технику и подтвердить статус России, как великой авиационной державы. В программу перелета включены мероприятия по наблюдению за изменениями в прибрежных водах и практическое применение российской системы ГЛОНАСС, а также культурные мероприятия в каждой из посещаемых стран. Авиаперелет будет осуществлен на пяти новых самолетах-амфибиях Ла-8 российского производства. Это совершенно новый летательный аппарат. Кстати, первая пресс-конференция, посвященная этому перелету, проходила именно в агентстве "Росбалт-Приволжье" в Нижнем Новгороде.



12/04/2008
www.rosbalt.ru
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован