28 ноября 2006
2641

Виталий Коваленко: `Альтернатива рыночной мафии`

Одна из острейших тем, обозначенная президентом страны и проходящая красной нитью в приоритетном национальном проекте "Развитие АПК", - продовольственная безопасность России. Проблемы пищевой и перерабатывающей промышленности неоднократно обсуждаются на заседаниях Государственной Думы Ставропольского края. Принят ряд предложений по улучшению дел в отрасли, направленных на создание действенных механизмов оказания государственной поддержки пищевой и перерабатывающей промышленности. Однако позитивных сдвигов в сложившейся ситуации не наблюдается. К нам по-прежнему ввозится большое количество продовольствия, не всегда высокого качества и часто - опасного для здоровья.

Например, в край ввезено 9,8 тыс. тонн колбасных изделий, в то же время ставропольскими производителями выработано 9,2 тыс. тонн, около одной тыс. тонн вывезено в другие регионы.

Аналогичная ситуация с плодоовощными консервами, молочными продуктами, алкогольной продукцией. Так, в розничной торговле, по статистическим данным, водки и ЛВИ реализовано в четыре раза больше, чем ее производится в крае, пива - в пять раз.

По-прежнему наше сырье вывозится на переработку в соседние регионы. Мяса и молока - около половины от всего произведенного в крае, семян подсолнечника - около 40%. Сахарная свекла из Кочубеевского района традиционно доставляется на переработку в соседние регионы, а это почти 40% от выращенного в крае урожая. В крае один сахарный завод, который сейчас работает с полной загрузкой производственных мощностей, он не решает проблем сельхозтоваропроизводителей по переработке сахарной свеклы. Мощности же молзаводов, мясокомбинатов и хлебозаводов используются на 30-40%.

В чем причина? Прежде всего в серьезных проблемах со сбытом готовой продукции, рынок продовольствия перенасыщен, сложилась жёсткая конкуренция. Московская и Санкт-Петербургская цельномолочная и мясная продукция, различные кондитерские изделия широко представлены на ставропольском рынке. Продукты питания поступают также от сочинских, волгоградских и краснодарских пищевых предприятий. На рынке края едва просматривается свой, родной ставропольский производитель - как по продуктам питания, так и по алкогольной продукции, включая пиво.

В соседние регионы нашим переработчикам сложно пробиться со своей продукцией, хотя она по качеству не уступает. Тамошние власти используют административный ресурс для запрета на реализацию "чужих" продовольственных товаров, добро дается только при одном условии - когда торговля на 80% обеспечена продукцией своих производителей. Наверное, пора и нашей краевой исполнительной власти совместно с контролирующими органами задуматься над этим и принять соответствующие меры по ограничению ввозимой в край продукции.

В последнее время лихорадит алкогольную промышленность. Из-за истории с акцизами предприятия вынуждены были простаивать несколько месяцев, неся колоссальные убытки. Да, действительно, изменения в федеральном законодательстве отрицательно сказались на производстве алкогольной продукции как в целом по России, так и в крае. Принятые меры государственного регулирования производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на федеральном уровне не улучшили ситуацию, и в настоящее время в этой отрасли больше проблем, чем положительных результатов. Введенная правительством РФ система ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система) является несовершенной. Ее оборудование стоит 500 тыс. руб., и обслуживание обойдется предприятию около 40 тыс. руб. в месяц. Все это не закроет выход на рынок нелегальной продукции, но может привести к сокращению числа добросовестных производителей алкогольной продукции и ее удорожанию.

После установления новых правил в крае производством водки и ликероводочных изделий имеют право заниматься четыре предприятия, раньше их было 15. Стоит напомнить, что в советские дореформенные времена в крае функционировало два завода, которые были основными плательщиками акцизов - "Стрижамент" и Пятигорский ЛВЗ. Оба находятся в стадии конкурсного производства. Задолженность перед бюджетом у "Стрижамента" - более 100 млн. руб., Пятигорского ЛВЗ - 6 млн.

За девять месяцев этого года производство этилового спирта к уровню прошлого года составило всего лишь 45%, водки и ликероводочных изделий - 90. Значительно увеличилось производство вин виноградных - в 2,3 раза и коньяков в 1,9. Однако назначения краевого бюджета по акцизам на алкогольную продукцию выполнены на 66%, в бюджет поступило 320 млн. руб. Причина - в реализации федерального законодательства, оказавшейся для производителей долгой и слишком дорогой. Во-первых, предприятия не сразу закупили необходимое программное обеспечение и оборудование, во-вторых, с 1 июля запретили оборот алкоголя со старыми акцизными марками, и торговля отправила почти всю продукцию на оптовые склады, что сказалось на реализации произведенной продукции и наполняемости краевого бюджета акцизами.

Хочу отметить, что отрицательно влияет на доходы краевого бюджета ежегодное возмещение акцизов за ввезенный на Ставрополье для дальнейшей переработки коньяк. Увеличение объемов производства напрямую связано с ростом возмещения акцизов из краевого бюджета. К примеру, в 2004 году край возместил за ввезенный из Дагестана коньяк 140 млн. руб., в прошлом году - 290, а в нынешнем ожидается 360 млн. руб. По этому вопросу краевая Дума уже дважды выходила с законодательной инициативой по изменению действующего порядка уплаты акцизов.

С 1 января этого года мы, как субъекты, лишены возможности контроля за качеством алкогольной продукции, у нас остались полномочия регулирования некоторых вопросов продажи алкогольной продукции в розничной торговле. Реализуя эти полномочия, ГДСК приняла закон "О розничной продаже алкогольной продукции на территории Ставропольского края". Им установлены требования к размеру оплаченного уставного капитала для организаций, осуществляющих розничную продажу "зеленого змия" и размеры лицензионных сборов. Кроме того, вводится декларирование розничной продажи алкоголя. Надеемся, что эти меры позволят регулировать алкогольный рынок в крае.

Решая вопросы увеличения производства сырьевой базы переработки - прежде всего мяса и молока, необходимо задуматься над тем, куда, кому и в каком виде она будет в дальнейшем реализована. Создание условий по сбыту и переработке произведенной личными подсобными хозяйствами продукции должно являться целью работы потребительских кооперативов, создаваемых в рамках нацпроекта "Развитие АПК".

Поскольку так называемая продукция глубокой переработки, а это хорошего качества сыры, колбасы и прочее, может быть изготовлена только на соответствующих перерабатывающих заводах, а не в малых цехах, то функции по обеспечению сырьем перерабатывающих заводов должны взять на себя кооперативы. Хочу отметить, что государственная поддержка этого направления не предусматривает выделение прямых бюджетных средств, а осуществляется в форме субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам на развитие материально-технической базы. В итоге же реально поддерживается банковская система, гарантированно имеющая доход от оборота заемных средств и поступающих процентов, причем немалых, поскольку из бюджета возмещаются только проценты в размере учетной ставки (11%), а кредиты выдаются под 16-18%. Как говорится, прочувствуйте разницу.

И все же в последнее время перерабатывающие предприятия стремятся к созданию собственной сырьевой базы. Уровень рентабельности таких производств в три раза выше показателей в целом по отрасли. Молочные заводы в ряде районов открыли стационарные молокоприемные пункты, что позволяет им наращивать объемы закупок качественного молока в частных подворьях. Создаются интегрированные структуры, уже есть хорошие результаты. Пятигорский хлебокомбинат взял в аренду земли СХП "Северное" Александровского района, тем самым обеспечил себя дешевым и качественным зерном. Пятигорский мясокомбинат создал свиноводческий комплекс в Благодарненском районе. Новоалександровский "Югроспром" обзавелся двумя свинокомплексами и инвестировал средства в откормочный комплекс "Донское".

Несмотря на дефицитный бюджет, удается частично содействовать решению основной проблемы промышленных предприятий - техническому перевооружению и модернизации производства, за счет субсидирования процентных ставок по инвестиционным кредитам. За последние два года выплачены субсидии в сумме 110 млн. руб. на 883 млн. руб. кредитных ресурсов. Иными словами, каждый рубль бюджетных средств привлекает 8 рублей из внебюджетных источников. При недостатке оборотных ресурсов предприятиям переработки также оказывается поддержка за счет средств краевого бюджета - возмещается часть процентной ставки по краткосрочным кредитам, полученным на закупку сельскохозяйственного сырья.

Мы понимаем, что этих мер недостаточно. Перерабатывающей промышленности необходимо более активно осуществлять модернизацию производства, поскольку степень износа основных фондов предприятий в целом немногим более 30%. Вкладывая средства в обновление технологии сегодня, завтра мы будем иметь конкурентоспособную продукцию и более широкий рынок сбыта этой продукции. Понимая эту задачу, отдельные предприятия модернизируют и развивают производство. В целом по отрасли коэффициент обновления основных фондов в 2005 г. более чем в три раза выше показателя 1995 г.

Проведены реконструкция и техническое перевооружение на Пятигорском, Георгиевском и Невинномысском хлебокомбинатах, на заводах по розливу минеральных вод ООО "Нарзан" и ЗАО "Кавминводы", Невинномысском и Светлоградском маслоэкстракционных заводах, что позволило на 20% увеличить использование мощностей по переработке масла. Введены в эксплуатацию новые цеха на молочных заводах ООО "Вилия" г. Георгиевск, ОАО "Буденновскмолпродукт" и колбасный цех на ОАО "Консервный завод "Ставропольский".

С прошлого года начал работать краевой закон, подготовленный Думой, - "О государственной поддержке производства винограда и винодельческой продукции в Ставропольском крае". На его реализацию в бюджете края ежегодно предусматривается 30 млн. руб., а из федерального бюджета на условиях софинансирования - 22 млн. руб. На последнем заседании Думы депутатами приняты изменения в закон, которые позволят заводам первичного и вторичного виноделия обновлять технологическую базу, поддержать производство коньяков и натуральных виноградных вин из сырья, выращенного в крае.

Кроме того, полагаю, пришло время защитить добросовестного краевого производителя от произвола со стороны как контролирующих органов, так и торговых фирм. Не секрет, что для реализации продукции через сетевые магазины производители, во-первых, должны снизить цену до уровня аналогичного импортного продукта, во-вторых, заплатить "входные" - выкупить место на полке (оброк за право торговать), в-третьих, непроданный товар забрать с возмещением цены и, в-четвертых, предоставить отсрочку расчета в среднем на месяц. Что касается фирменной торговли на продовольственных рынках, то и здесь ущемляются интересы краевых переработчиков. Со стороны администрации рынков порой устанавливаются неприемлемые правила торговли, завоза продукции, завышается по сравнению с другими продавцами арендная плата, оплата электроэнергии.

В крае должна появиться комплексная программа по развитию пищевой и перерабатывающей промышленности. Мы практически потеряли крупных сельскохозяйственных товаропроизводителей и теперь вновь пытаемся их создать в рамках реализации национального проекта. Ситуация может повториться и с переработкой. Ни в коем случае нельзя этого допустить.

Президент страны в последнее время большое внимание отводит наведению порядка на продовольственных рынках страны. Думаю, что эту задачу можно решить, в том числе и с помощью законодательной базы. Для этого необходимо, на мой взгляд, во-первых - утвердить исчерпывающий перечень продуктов, которые можно продавать на указанных рынках, исключив из него продукцию глубокой переработки и упакованную (твердые сыры, различные колбасы и т.п.), которые должны реализовываться в розничных магазинах. Во-вторых - отдавать рынки в управление (или в собственность) непосредственно потребительским кооперативам, которые создают сельхозтоваропроизводители. В этом случае будут решены три главные задачи: прямой доступ селян к местам льготной продажи продукции, ее реализация по умеренным ценам путем исключения целого ряда посредников, значительное уменьшение теневого оборота и интереса криминальных структур к таким точкам реализации продукции.

В регионах важно снова поставить на ноги сельскую кооперацию и заготовительные кооперативы, правила работы которых тоже надо четко оговорить в законе. Единственной альтернативой перекупщикам сегодня являются сельскохозяйственные ярмарки, которые контролируют местные власти, предоставляя торговые площадки. Обычно цены на таких ярмарках на 20-40 процентов ниже, чем на рынках. Значит, можем, когда захотим? Главное - чтобы желания этого было как можно больше...

Виталий КОВАЛЕНКО,
первый заместитель председателя Государственной Думы Ставропольского края.


Ставропольская правда, 28 ноября 2006 года
Рейтинг всех персональных страниц

Избранные публикации

Как стать нашим автором?
Прислать нам свою биографию или статью

Присылайте нам любой материал и, если он не содержит сведений запрещенных к публикации
в СМИ законом и соответствует политике нашего портала, он будет опубликован